Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве. Минстрой оценил текущее наполнение фгис цс. Частота обновления информации

Началось тестирование федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), ее ввод в эксплуатацию запланирован на 30 сентября 2017 года. Запуск системы позволит обеспечить прозрачность ценообразования в строительстве и исключить риски завышения сметной стоимости строительства. Данные для системы формируются в рамках государственного задания, о выполнении которого говорится в опубликованном 13 июня отчете Счетной палате по результатам проверки ведомства.

Ввод в эксплуатацию ФГИС ЦС, содержащей сметные нормативы, федеральный реестр сметных нормативов, укрупненные нормативы цен строительства, методики определения сметных цен строительных ресурсов, классификатор строительных ресурсов, перечень юридических лиц, которые обязаны предоставлять информацию во ФГИС ЦС, запланирован на 30 сентября 2017 года.

Напомним, что по поручению президента и правительства страны, Минстроем России был подготовлен законопроект, направленный на реформирование системы ценообразования, который принят 3 июля 2016 года. Этим законом предусматривается расширение полномочий органов государственной власти в области утверждения сметных норм, методик определения и применения сметных цен строительных ресурсов, установления порядка мониторинга цен и ведения федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Мониторинг является одним из важнейших инструментов определения достоверной стоимости строительства.

Первое размещение во ФГИС ЦС сметных цен строительных ресурсов, полученных по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, планируется на 15 декабря 2017 года.

Кроме того, в рамках утвержденного Минстроем России государственного задания ФАУ «ФЦЦС» на 2015 и 2016 годы были предусмотрены мероприятия по актуализации и разработке дополнений в сборники государственных элементных сметных норм (ГЭСН) и федеральных единичных расценок (ФЕР), на разработку методических рекомендаций.

В настоящее время Минстроем России разработаны и утверждены 12 методических рекомендаций, необходимых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; актуализировано 239 сборников ГЭСН и ФЕР; актуализирован 21 сборник укрупненных нормативов цены строительства НЦС-2017 и др.

Что касается применения индивидуальных сметных нормативов, то их разработка и применение осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации. В связи с этим Минстроем России приказом от 1 апреля 2016 г. № 202/пр индивидуальные сметные нормативы, содержащиеся в федеральном реестре сметных нормативов признаны не подлежащими применению с 1 апреля 2016 года.

Замечания, указанные Счетной палатой ранее были выявлены в результате внутреннего аудита Минстроя России и в настоящее время устранены. Ведомство уже взаимодействует с правоохранительным органами по деятельности организации в прошлые годы. Кроме того, в 2016 году функции по вопросам формирования системы ценообразования и выполнению госзадания были переданы другой подведомственной организации ФАУ «Главгосэкспертиза России», которая начала активную работу в данном направлении.

«Проверки Счетной Палаты РФ являются частью плановой работы ведомства. По результатам таких проверок Минстрой России проводит анализ своей работы и работы подведомственных организаций и, в случае выявления нарушений, устраняет их и вносит коррективы в работу, - прокомментировал первый замглавы Минстроя России Леонид Ставицкий. - Все замечания, полученные в результате текущей проверки, будут также тщательно проработаны».

№1452 от 23.12.2016 «О мониторинге цен строительных ресурсов», которая вступила в силу 11 мая 2018 года. «Установить, что сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, определенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве начиная с 2019 года, ежеквартально, не позднее 25-го числа второго месяца квартала, следующего за отчетным», - говорится в поправках к «профильному» документу, опубликованных на портале правовой информации. Напомним, что полноценный запуск ФГИС ЦС переносится уже во второй раз. Ранее, как информировал портал ЕРЗ, Минстрой и оператор системы ФАУ «Главгосэкспертиза России» утверждали, что это произойдет не позднее 30 сентября 2017 года. Ситуацию с очередным переносом запуска ФГИС ЦС для портала ЕРЗ прокомментировал признанный эксперт в этой сфере - президент Союза инженеров-сметчиков, директор Департамента экспертно-аналитической работы и ценообразования в строительстве Ассоциации строителей России Павел ГОРЯЧКИН (на фото). «Союз инженеров-сметчиков поддерживает это решение, - заявил специалист. - Мы неоднократно заявляли о том, что неподготовленную реформу лучше отложить, перенести, сдвинуть по срокам, чем запустить недоработанную информационную систему: в этом случае последствия будут более тяжелыми. Тем более что в настоящее время нет никакой необходимости, грубо говоря, гнать лошадей. Строительный комплекс работает, система нормативов имеется, индексы есть, сметные цены на ресурсы во всех крупных регионах России выпускаются. То есть ситуация вовсе не такая, что все сидят и не могут работать, дожидаясь полноценного запуска ФГИС ЦС. Система просто не готова. Буквально по каждому ее элементу есть масса вопросов. То есть технически система подготовлена, но данные не сформированы. Классификатор строительных ресурсов не готов, с ним работать нельзя. Что касается показателей заработной платы, то соответствующая методика еще только обсуждается: на рабочих группах мы пока нащупываем методические подходы, обсуждаем, что взять за основу, какие отчисления, тарифы, гарантии, социальные выплаты, условия производства работ учитывать, привлекаем для этого профсоюзы, запускаем опросы и пр. Такая же картина - по эксплуатации машин, по материальным ресурсам и др. То есть налицо масса нерешенных вопросов, прежде всего методических, имеющих принципиальный характер. И если бы систему запустили сейчас, не отработав все эти вещи, было бы гораздо хуже. Напомню, что инициаторы создания системы надеялись, что все данные в ней будут обрабатываться практически без участия человека. Их идея заключалась в том, что посредством электронного взаимодействия, через определенные формы предприятия станут давать информацию о ценах, которая будет обрабатываться автоматически. То есть система все начнет делать сама. Но так не получилось, да и не могло получиться. Без аналитики и контроля ничего не выйдет. Однако что мы видим сейчас? ФГИС ЦС не готова, но при этом со стороны Минстроя в адрес производителей и поставщиков стройматериалов и ресурсов раздаются угрозы, принимаются разные санкционные меры, утверждается система штрафов за непредоставление информации во ФГИС ЦС. Подготовлены и обсуждаются законодательные инициативы по внесению соответствующих изменений в Градостроительный кодекс и в КоАП. Более того, предлагается переложить ответственность за предоставление данных в систему на органы исполнительной власти субъектов РФ. А Минстрой планируется наделить полномочиями, в соответствии с которыми если в том или ином регионе производители и поставщики стройматериалов и ресурсов не проявляют активности и саботируют предоставление данных в систему, ведомство может выходить с инициативой о наказании руководителей региональных департаментов, министерств, вице-губернаторов, вплоть до рассмотрения вопроса о соответствии занимаемым должностям. Фото: www.cdn.fishki.net О чем все это говорит? Только об одном: инициаторы реформы думали, что все будет легко, но, увы, так не получилось. Поставщики стройматериалов и ресурсов по тем или иным причинам не проявляют активности на данном направлении. А поскольку убедить их делать это с помощью условного пряника не удалось, федеральные отраслевые структуры взялись за более привычный метод - кнута. Выглядит все это, откровенно говоря, некрасиво. Однако, повторяю, в самом факте переноса полноценного запуска ФГИС ЦС никакой трагедии я не вижу. Поскольку у нас все государственные информационные системы, связанные со строительством, работают, грубо говоря, через пень колоду или находятся пока в сыром состоянии, начиная от системы закупок и закачивая ЕИСЖС и ЕГРЗ. И ФГИС ЦС здесь ничем не выделяется из общего ряда. Чтобы успешно запустить эту систему в 2019 году, нужно, прежде всего, решить накопившиеся методические вопросы. Для этого следует переутвердить все методики, принятые за последние два года, а также те, которые принимались с конца 1990-х до середины 2000-х годов. Таких основных методик около десятка, в настоящее время они проходят процедуру общественного обсуждения, и пока здесь масса нерешенных вопросов. По большому счету, ни о какой реформе в данной сфере речи уже не идет: само слово „реформа“ применительно к ФГИС ЦС обесценилось всеми недоработками и переносами сроков ввода системы. Участники рынка давно это поняли, и как работали, так и продолжают работать, а интерес к этой теме у них пропал сам собой. Что будет дальше? Я считаю, что сама эта система - обязательности цен - погубит ее создателей. Впрочем, это мое личное мнение», - резюмировал эксперт. А вот какой комментарий по данной теме порталу ЕРЗ дал директор НИИ стратегического планирования НИУ МГСУ, к. э. н. Дмитрий СЕМЕРНИН (на фото). «ФГИС ЦС является одним из ключевых элементов новой системы ценообразования, предназначенной в первую очередь для мониторинга и определения цен строительных ресурсов, - напомнил эксперт. - В ее основе лежит два основных элемента: технический - это сам портал, и методологический - классификатор строительных ресурсов. К данным элементам и возникает большинство вопросов. Производителям строительных материалов важна корректная идентификация своей продукции на портале. Сметчикам и фирмам–разработчикам сметных программ важны вопросы использования ФГИС ЦС как стоимостной базы ресурсов. К сожалению, обеспечение корректности функционирования и использования данной системы требует продолжительного периода апробации, который основан на работе с целевой аудиторией портала. Первоначально озвученные сроки стоило бы рассматривать не как конечные, а как сроки приближения к задуманному результату. При реализации таких проектов нужно учитывать высокую степень неопределенности, ведь разработанная система не имеет аналогов. Насколько мне известно, основной причиной переноса запуска ФГИС ЦС является недостаточная наполняемость системы данными от производителей. Административные рычаги еще не успели набрать должные обороты. К тому же в настоящее время далеко не все представляют суть реформы ценообразования и свои роли в ней, можно сказать, что идет болезненный период обучения новых участников и переобучения старых. Мне очевидно, что саму систему нужно запускать параллельно действующей - еще не отмененной разрабатываемыми новыми нормативно-правовыми отраслевыми актами. Отработать ее на „пилотных“ объектах. Меня очень удручает, что сегодня от нежелания понимания или принятия чего-либо нового, условно, промежуточного и, однозначно, требующего постоянного развития, многие представители отрасли, не разобравшись до конца, начинают поднимать волну критики, при этом абсолютно неконструктивной, не предлагающей альтернатив. Для внедрения любой новации требуется диалог, основанный на аргументации конкретных предложений. Задача же законодателей и нормотворцев - слышать, и так же открыто аргументировать свою позицию. Считаю, всем нужно немного успокоиться и дождаться конкретного результата - стоимости конечной строительной продукции, определенной посредством новой системы на каком-либо примере. На саму же настройку системы требуется больше времени, чем один год. Этот процесс, в принципе, имеет перманентный характер, так как он не статичен в силу своей рыночной ориентации», - пояснил специалист. Фото: www.cbmit.ru

Государственная информационная система ценообразования в строительстве, которая была введена Главгосэкспертизой России в промышленную эксплуатацию 29 сентября 2017 года, - информационный ресурс, необходимый для совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве и перехода к ресурсному методуопределения затрат. При начале работы с системой у многих пользователей возникли вопросы. По итогам рассмотрения наиболее часто задаваемых из них специалисты Главгосэкспертизы России подготовили справочную информацию.

Полные инструкции по регистрации и использованию ФГИС ЦС, как и все остальные руководства пользователей, находятся на портале системы в подразделе Обучающие материалы раздела «База знаний».

1. Формирование перечня юридических лиц во ФГИС ЦС

В соответствии с пунктом 10 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года № 1452, на основании информации, представленной Росстатом, ФТС России, Росморречфлотом и Росавиацией, Главгосэкспертиза России формирует перечень юридических лиц в ФГИС ЦС, которые обязаныпредоставлять информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов.
Включение юридических лиц в перечни,передаваемые в Главгосэкспертизу России,производится в строгом соответствии с требованиями пунктов 5 – 8 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года № 1452.

Перечни Росстата и ФТС России формируются на основании ОКВЭД 2 и ТН ВЭД, которые взаимосвязаны с размещенным на портале ФГИС ЦС классификатором строительных ресурсов.

2. Частота обновления информации
С 2018 года актуализация перечня проводится ежегодно не позднее 30 декабря текущего года.

3. Если юридическое лицо не включено в перечень юридических лиц, предоставляющих информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов, то, как установлено пунктом 13 Правил мониторинга цен строительных ресурсов,ответственные федеральные органы исполнительной власти на основании обращений юридических лиц могут направлять в Главгосэкспертизу России предложения по дополнению перечня.

Также в случае соответствия юридического лица критериям, изложенным в пунктах 5 – 8 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, необходимо направить обращение в Минстрой России с просьбой о включении в перечень, указав сведения, предусмотренные пунктом 12 Правил.

4. Если во ФГИС ЦС в карточке юридического лица указаны коды ОКПД2 (ОКВЭД2), по которым юридическое лицо не осуществляет свою экономическую деятельность.

Данные коды получены путем сопоставления через переходные ключи кодов ТН ВЭД по таможенным декларациям, оформленным на юридическое лицо. Данный ответ относится только к юридическим лицам, осуществляющим ввоз строительных ресурсов в Российскую Федерацию.

5. Информация о ценах предоставляется юридическими лицами в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. №1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов».

За III квартал 2017 года - не позднее 15 ноября 2017 года.
За IV квартал 2017 года - не позднее 25 января 2018 года.
Начиная с 2018 года - ежеквартально, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

6. Чтобы включить в классификатор строительных ресурсов перечень ресурсов, производимых организацией, необходимо отправить соответствующее обращение в Минстрой России, приложив все необходимые документы.

8. Открытая часть ФГИС ЦС работает в следующих браузерах:

Google Chrome версии 54 и выше;
Yandex браузер версии 17 и выше;
Edge версии 38 и выше;
MS Internet Explorer версии 11 и выше;
Opera версии 34 и выше;
Mozila Firefox версии 43 и выше.

9. Для работы в личном кабинете юридического лица необходимо использовать:
Google Chrome 54 и выше;
Yandex браузер версии 17 и выше.

10. Для работы в личном кабинете ФГИС ЦС необходима установка программного обеспечения «Континент-TLS VPN» и «Jinn-Client».
Необходимость его использования обусловлена требованиями законодательства по защите информации.
ПО «Континент-TLS VPN» предоставляется пользователю безвозмездно и предназначено для обеспечения защищенного доступа удаленных пользователей к ресурсам ФГИС ЦС по сетям связи общего пользования.
ПО «Jinn-Client» приобретается пользователями ФГИС ЦС самостоятельно и предназначено для визуализации подписываемого пользователем документа, реализации криптографических функций хеширования, формирования, проверки и усиления электронной подписи.

11. «Jinn-client» и «Континент TLS VPN»и все сертификаты установлены согласно инструкциям, однако при входе в Личный кабинет ФГИС ЦС отображается предупреждающая надпись о порядке получения средств криптозащиты информации, а функции Личного кабинета недоступны.
В этом случае необходимо закончить процедуру установки средств криптографической защиты информации. Для проверки настройки соединения необходимо подключить криптоконтейнер, полученный в виде внешнего носителя, к компьютеру. Затем запустить web-браузер и ввести в адресной строке браузера адрес TLS-сервера .Далее следует выбрать сертификат пользователя, указать пароль криптоконтейнера,нажать кнопку «ОК», принять предупреждения безопасности. После совершения этих действий произойдет перенаправление на главную страницу портала ФГИС ЦС.

Если и в этом случае главная страница ФГИС ЦС не открылась, а также по иным вопросам, связанным с работой «Континент-TLS VPN» и «Jinn-Client», необходимо обратиться в службу поддержки «Континент TLS», написав письмо на электронный адрес: [email protected] .
Более подробно с порядком установки ПО «Континент TLS VPN» и ПО «Jinn-Client» можно ознакомиться с помощью видеоинструкций, размещенных в подразделе «Обучающие материалы»раздела «База знаний» ФГИС ЦС.

Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) - система, которая обещает серьезные перемены строительному рынку: она должна изменить подход к ценообразованию, в первую очередь, на стройках, которые оплачивает бюджет.

Главная цель ФГИС ЦС – сэкономить бюджетные средства, выделяемые на капитальное строительство.

Заказчик

Система была разработана «БАРС Груп» по заказу Главгосэкспертизы России .

Система - масштабное решение, построенное на открытых технологиях. Совместно с Минстроем России и Главгосэкспертизой России мы не просто автоматизировали ранее выстроенные процессы, а фактически с нуля создали инструмент мониторинга цен в строительной сфере, - заявил генеральный директор «БАРС Груп» Тимур Ахмеров .

Задачи ФГИС ЦС

Основная цель создания ФГИС ЦС - информационная поддержка определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств государственного бюджета и госкорпораций. Система предназначена для обеспечения открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных заказчиков, исполнителей госконтрактов в инвестиционно-строительной сфере.

  • Повышение достоверности и прозрачности определения стоимости строительства на всех стадиях инвестиционно-строительного проекта при выполнении государственных
  • и муниципальных контрактов
  • Оптимизация стоимости строительства
  • Повышение стабильности рынка строительства
  • Обеспечение применения современных информационных технологий при расчете стоимости строительства
  • Улучшение конкурентного климата на рынке строительных материалов
  • Сокращение сроков при составлении сметных расчетов без потери точности расчетов
  • Стимулирование импортозамещения в строительстве
  • Стимулирование применения инновационных технологий строительства

По словам первого заместителя начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Ирины Лищенко , разработка и внедрение ФГИС ЦС стали частью многоступенчатой работы, направленной на реформирование системы ценообразования в стране. Ожидается, что её применение участниками строительного рынка позволит повысить его стабильность и конкурентоспособность, будет способствовать прозрачности и оптимизации стоимости строительства на всех стадиях инвестиционно-строительного проекта.

Как отмечается, ФГИС ЦС - одна из первых государственных информационных систем общего пользования, использующая криптографический протокол защиты информации TLS.

Запланированная система – это, по сути, электронная база цен на строительном рынке. В нее будет заложена актуальная информация о ценах на стройматериалы, изделия и конструкции, монтируемого оборудования, стоимости эксплуатации машин и механизмов, уровня оплаты труда строителей по всей стране, но с учетом территориальной специфики. Как объяснял глава Минстроя Михаил Мень , планируется, что в целом по стране будет порядка 150 ценовых зон.


Будет организован мониторинг цен производителей. Данные будут обновляться каждый квартал. По данным Минстроя, информацию должны будут предоставлять порядка 6 тысяч организаций.

Минстрой начал думать над модернизацией в этой сфере с 2015 года, посчитав, что действующая система ценообразования устаревшая и непрозрачная. Она представляет собой набор методик, созданных еще в XX веке, и их использование часто становилось поводом для завышения расчетной стоимости строительства еще на этапе технико-экономического обоснования проекта. Вместо «базисно-индексного метода» расчета смет (когда сметные нормативы с помощью определенных индексов переводятся в текущие цены) будет использоваться «ресурсный метод», который предполагает постоянный мониторинг стоимости ресурсов.

Возможности системы

Возможности ФГИС ЦС для профессионального сообщества

  • Доступ к информационным материалам, возможность просмотра новостных материалов
  • Доступ к просмотру информации: о строительных ресурсах, включенных в классификатор строительных ресурсов; о ценах строительных ресурсов; федерального реестра сметных нормативов
  • Возможность просмотра ответов на часто задаваемые вопросы
  • Доступ к обучающим материалам

Возможности ФГИС ЦС для государственного заказчика

  • возможность просмотра сведений реестра производителей, поставщиков услуг с отображением по субъектам российской федерации
  • возможность просмотра актуальных сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и эксплуатацию машин и механизмов с отображением по субъектам российской федерации
  • возможность просмотра актуальных сметных нормативов, в том числе сметных норм и методик применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов
  • федеральный реестр сметных нормативов,
  • укрупненные нормативы цен строительства,
  • методики определения сметных цен строительных ресурсов,
  • классификатор строительных ресурсов,
  • перечень юридических лиц, обязанных предоставлять информацию в ФГИС ЦС.

Порядок формирования сметных цен строительных ресурсов

Размещение сметных цен строительных ресурсов

Преимущества ФГИС ЦС

  • Результаты нагрузочных испытаний показали возможность обеспечения одновременной работы более 1 000 активных пользователей и 240 000 пользователей в течении суток
  • Имеет полнотекстовый поиск по всей публикуемой информации (своего рода «Яндекс » по законодательству в части ценообразования и сметного нормирования)
  • Обеспечивает межведомственное электронное взаимодействие посредством СМЭВ 3.0
  • Не использует в своем составе иностранное коммерческое программное обеспечение
  • Юридически значимый документооборот организован посредством единственного сертифицированного на соответствие требованиям ФСБ России программно-аппаратного комплекса «Jinn-Client»
  • Позволяет вносить сведения в автоматизированном режиме посредством интеграции с программными продуктами,
  • в том числе «1С:Предприятие »
  • Для простоты использования имеет интегрированную справку по всем составляющим системы
  • Адаптирована для работы на мобильных устройствах и планшетных компьютерах
  • Является одной из первых государственных информационных систем общего пользования, для которых разрабатывались и согласовывались с ФСБ России и ФСТЭК России модели угроз безопасности информации
  • Является одной из первых государственных информационных систем общего пользования, использующих криптографический протокол защиты информации TLS

Состав системы

Согласно техническому заданию в документах объявленного конкурса, в состав ФГИС ЦС должны входить семь основных подсистем:

  • Подсистема мониторинга цен строительных ресурсов
  • Подсистема «Федеральный реестр сметных нормативов» (ФРСН)
  • Подсистема «Классификатор строительных ресурсов» (КСР)
  • Портал ФГИС ЦС
  • Подсистема Интеграции ФГИС ЦС
  • Подсистема хранения информации и истории ее изменений
  • Подсистема управления безопасностью

ФГИС ЦС должна быть интегрирована с существующими государственными системами (например, ЕСИА, ФИАС и др.).

В качестве базового ПО для разработки системы в документах техзадания рекомендуется использовать свободное программное обеспечение (с учетом требований соответствующего приказа Минкомсвязи №305 от 19.08.2015).

Система защиты информации ФГИС ЦС

Проведена аттестация ФГИС ЦС по второму классу защищенности в соответствии с приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17.

Разработан комплект документации на создание СЗИ:

  • Модель угроз информации, обрабатываемой в ФГИС ЦС и Модель нарушителя информационной безопасности ФГИС ЦС.
  • Техническое задание на Систему защиты информации ФГИС ЦС.

Разработана Система защиты информации:

  • Используется средство криптографической защиты ПО «Континент TLS VPN ».
  • Формирование и проверка УКЭП осуществляется с помощью ПО «Jinn Client».
  • Управление правами доступа осуществляется с помощью сертифицированного ФСБ России решения BarsUP.AM.
  • Проведены аттестационные испытания специализированной лабораторией и выдан аттестат соответствия № И – 06/17.
  • Проведен анализ кода ФГИС ЦС и тесты на проникновения.

Участники мониторинга цен строительных ресурсов

«Если говорить по-честному, то звучит цифра 12-13%. Но вопрос в методике подсчета. У нас в классификаторе больше 100 тысяч строительных ресурсов на 85 регионов. При этом не все ресурсы ценообразующие, есть и те, которые используются очень мало. Если считать только ценообразующие ресурсы, то их там примерно 30 тысяч. Если считать от 100 тысяч, то ФГИС ЦС заполнена примерно на 12-13%. Если считать от 30 тысяч - то, может быть, на 20%», - сказал Волков.

Изменены правила мониторинга цен строительных ресурсов

Принятие указанного постановления является одним из срочных мероприятий, направленных на совершенствование ценообразования в строительной отрасли и «безболезненный» переход к ресурсному методу определения сметной стоимости строительства, основанному на итогах государственного мониторинга цен строительных ресурсов.

В частности, постановлением перенесен срок размещения в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) сметных цен строительных ресурсов, определенных Минстроем России по результатам мониторинга, с 2019 года на 2022 год.

Изменения в правила мониторинга цен строительных ресурсов также предусматривают расширение перечня источников информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, и участие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций и компаний с государственным участием в механизме определения сметной стоимости строительства.

Это позволит учитывать региональную и отраслевую специфику при определении сметной стоимости строительства и повысить достоверность определения сметной стоимости строительства.

В частности, установлена возможность участия в мониторинге цен строительных ресурсов ФОИВов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, госкорпораций и компаний с государственным участием.

Также в качестве дополнительных источников информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов будет учитываться информация, полученная от субъектов Российской Федерации и предложения оптовых поставщиков строительных ресурсов.

Кроме того, документом установлен порядок расчета ФАУ «Главгосэкспертиза России » и опубликования Минстроем России индексов. Предусмотрена возможность направления ФОИВами, органами исполнительной власти субъектов, госкорпорациями и компаниями с государственным участием предложений о разработке новых необходимых рынку индексов.

Постановление предусматривает установление ФОИВами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, госкорпорациями и компаниями с государственным участием среднемесячных размеров оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли.

Документом также установлены определения широко используемых строительным сообществом понятий, таких как, «индексы изменения сметной стоимости строительства», «ценообразующие строительные ресурсы», «ресурсно-технологическая модель», «сводная номенклатура ценообразующих ресурсов», «перечни специализированных ценообразующих строительных ресурсов».

Кроме того, Минстроем России подготовлена к утверждению Методика расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, которой детально регламентируются правила проведения конъюнктурного анализа, порядок расчета индексов и определения размеров оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли.

Запуск ФГИС ЦС потребует переходного периода

Главгосэкспертиза назвала новые сроки запуска ФГИС ЦС

К сентябрю 2018 года, то есть до тех пор, пока система ценообразования в строительстве работает в тестовом режиме, в нее могут быть внесены существенные изменения. В частности, Союз инженеров-сметчиков направил в адрес Минстроя и Главгосэкспертизы ряд предложений по совершенствованию ФГИС ЦС.

Так, по существующим сейчас правилам, информацию о ценах должны предоставлять юрлица с годовой выручкой не менее 10 млн рублей. Между тем, эксперты Союза считают, что такой низкий порог приведет к попаданию в систему сомнительных производителей стройматериалов и предлагают увеличить минимальную выручку в 10 раз - до 100 млн руб. Также в Союзе предлагают ввести требование указывать не только юридический адрес компании, но и непосредственные адреса расположения производств, складов готовой продукции.

Кроме того, эксперты обращают внимание на необходимость приведения в соответствие кодов классификаторов стройресурсов. Дело в том, что в новой версии (от 29 сентября 2017 года) не только добавлены новые ресурсы, но изменены многие наименования и коды отдельных разделов и групп, самих ресурсов и единицы измерения. Фактически предыдущую редакцию уже невозможно использовать. Также сейчас при работе с данными ФГИС ЦС часто возникает ситуация, при которой, если конкретный материальный ресурс не производится на территории региона, то производителя приходится искать в других регионах, то есть «блуждать» по ФГИС ЦС. Для решения этой проблемы Союз инженеров-сметчиков предлагает включить во ФГИС ЦС и крупных региональных поставщиков (дилеров, торговых представительств и т.п.), обеспечивающих поставку, комплектацию, промежуточное хранение материалов и оборудование и работающих с производителями напрямую.

Кроме того, как считают эксперты Союза, во ФГИС ЦС по всем регионам должны быть представлены (в разрезе каждого региона) сметные цены по всей номенклатуре ресурсов, независимо от того, является ли конкретный стройматериал привозным с другой территории или местным материалом. Для этого Союз предлагает установить правило, по которому цены для разных регионов будут определяться по-разному - в зависимости от того, есть ли в конкретном регионе производитель указанных стройматериалов или их приходится завозить из другого региона.

2017

Законопроект о штрафах за непредоставление данных во ФГИС ЦС

Первую группу возглавит директор по сопровождению проектной документации и экспертизе ООО « » (подрядчик Керченского моста). Вторую и третью - представители Российского союза строителей. Четвертую - АО «Стройтранснефтегаз ». Курировать их работу будет замглавы Минстроя Хамит Мавлияров.

Внедрение Jinn-Client и «Континент TLS VPN»

«Континент TLS VPN» обеспечивает защищенный доступ удаленных пользователей к ресурсам ФГИС ЦС по сетям связи общего пользования. ИБ-решение является локальным прокси, оно перехватывает трафик браузера к защищаемым веб-серверам и упаковывает его в https-туннель, благодаря чему пользователь может работать с любым веб-браузером .

В результате внедрения продуктов «Кода безопасности» заказчик обеспечил не только юридически значимое взаимодействие с пользователями, но и возможность выполнения требований по эксплуатации средств криптографической защиты информации.

Запуск системы

3 октября 2017 года компания «БАРС Груп » объявила о запуске в промышленную эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Запуску предшествовал период тестирования системы. учреждение – «

В сентябре 2016 года правительство одобрило создание системы: премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о создании ФГИС ЦС. Документ разработан Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законом, направленным на совершенствование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве, сообщали в Минстрое РФ.

Решено, что оператором ФГИС станет "Главгосэкспертиза".

Описание

С целью значительного увеличения объемов ввода комфортного жилья и для предоставления гражданам качественных жилищно-коммунальных услуг Минстроем России в середине 2016 года начаты интенсивные преобразования в области формирования единого информационного пространства в строительной отрасли. На текущем этапе, проводимая стандартизация строительства показывает, что для увеличения темпов модернизации требуется внедрение информационных технологий во все смежные со строительством отрасли. С этой целью особое внимание граждан привлекается к информационным технологиям преобразования городской среды.

Завершением модернизации отрасли принято считать перевод всех строительных работ, финансируемых из государственного бюджета, на технологию информационного моделирования (ТИМ). Именно ТИМ призвана обеспечить контроль за всем циклом строительства жилых домов и значительно упростить расчеты при капитальном ремонте. Чтобы собрать все технологические процессы, проводится усовершенствование аппаратно-программных средств расчета и моделирования строительных работ, поиск подходящих зарубежных аналогов. В данном аспекте ключевым вопросом считается подготовка кадров в строительстве. Эти и другие вопросы пока не нашли комплексного решения.


Что такое ФГИС ЦС

Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) - это информационный ресурс в сети Интернет, расположенный по адресу: fgiscs.minstroyrf.ru и спроектированный для централизованного сбора, хранения и использования данных участниками строительной деятельности.

Внедрение данной информационной системы является ключевым этапом масштабного реформирования государственного управления ценообразованием в строительной отрасли, начатое по результатам заседания Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности в мае 2016 года. Подготовка данного мероприятия началась годом ранее.

Реформа системы ценообразования, в первом периоде рассчитанная на три года, завершилась в 2018 году. Утверждение в 2018 году Национального проекта "Жилье и городская среда" обозначило очередной период реформирования всей строительной отрасли до 2024 года. При сохранении темпов модернизации, следующей вехой можно считать 2021 год, когда войдут в эксплуатацию современные технические стандарты строительной отрасли.

На данный момент, осуществлен переход к оказанию услуг государственной экспертизы в электронной форме, созданы и формируются информационные ресурсы в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства России – ФГИС ЦС, ГИС ЕГРЗ , ГИС ЖКХ , ИСОГД. Приоритетными задачами остаются сокращение сроков выдачи разрешений на строительство и ввод ресурсного метода сметных расчетов .


Регистрация в ФГИС ЦС

В рамках бесплатного обучающего семинара «Процедура регистрации и представления информации юридическими лицами во ФГИС ЦС», который Главгосэкспертиза России провела 23 января 2018 года, начальник отдела сопровождения информационных систем в ценообразовании Управления методологии ценообразования и мониторинга цен строительных ресурсов Сергей Горбушин пояснил:

Чтобы зарегистрировать свою компанию на портале ФГИС ЦС , ее директор (либо уполномоченный представитель) сначала должен зарегистрироваться в базе сам как физическое лицо. «Когда физическое лицо регистрирует юридическое лицо, то при входе на портал госуслуг ему дают возможность выбрать, в каком статусе он планирует работать с системой в данный момент.

Программное обеспечение «Jinn-Сlient» необходимо для формирования электронной подписи документов в достоверной среде с целью подписания передаваемой во ФГИС ЦС информации. Программное обеспечение приобретается один раз у официального производителя или его партнеров.

Электронная подпись (УКЭП) служит для входа на портал госуслуг , тогда как подписание сведений, которые загружаются в систему, осуществляется при помощи программы «Jinn-Сlient», которая берет ключ из вашей электронной подписи, подписывает им, формирует подпись и возвращает его обратно.

Программное обеспечение «Континент TLS VPN» предназначено для защищенного доступа удаленных пользователей к ФГИС ЦС по сети связи общего пользования с целью обеспечения защиты передачи данных в сети «Интернет» между юридическими лицами и личным кабинетом системы.

Для получения УКЭП необходимо обратиться в один из аккредитованных Минкомсвязью России удостоверяющих центров , список которых опубликован, в том числе, в Базе знаний на портале ФГИС ЦС. О том, .

В качестве юрлица директор компании может пригласить в кабинет по ссылке любое другое физическое лицо, которое получит возможность также представлять организацию на площадке портала. При этом каждый сотрудник, работающий в системе, в том числе от имени компании, должен иметь свою электронную подпись.


Как работать на портале ФГИС ЦС

1. Доступ к информации ФГИС ЦС осуществляется через официальный сайт fgiscs.minstroyrf.ru без взимания платы. Для корректной работы на портале, в Базе знаний можно ознакомиться с обучающими материалами. Для пользователей системы «Главгосэкспертиза России» создала специальные инструкции о порядке работы ФГИС ЦС и регистрации в ней (юридических лиц):

  • Официальная презентация о ходе создания информационной системы;
  • Ознакомиться с пошаговым алгоритмом регистрации юридического лица;
  • Официальная инструкция по входу в личный кабинет ФГИС ЦС и о том как работать в системе.

2. Процедура регистрации на портале для юридических лиц и поставщиков стройматериалов проходит в четыре этапа:

  • получение усиленной квалифицированной электронной подписи;
  • регистрация юридического лица на Едином портале госулуг РФ;
  • установка программного обеспечения "Jinn-Client";
  • установка программного обеспечения "Континент TLS VPN";
  • вход в ФГИС ЦС с помощью электронной подписи.


Разработчик и оператор ФГИС ЦС

На первом этапе разработку информационной системы вел «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (ФАУ «ФЦЦС»). По поручению главы Минстроя России Михаила Меня в конце 2016 года ФАУ «ФЦЦС» объединилось с ФАУ «Главгосэкспертиза России», которое и приняло функции по обеспечению работы ФГИС ЦС. Специалистами ведомства производится мониторинг и расчет цен на строительные материалы, рассмотрение технических решений, которые есть в проектной документации, а также проверка достоверности определения сметной стоимости.

Договор на разработку информационно-аналитической системы исполнило АО "БАРС Груп".

На данный момент, при взаимодействии с участниками рынка, «Главгосэкспертиза России» формирует актуальный перечень юридических лиц и производителей строительных материалов, которые обязуются предоставлять необходимую информацию для единой базы данных цен ФГИС ЦС.

В рамках создания эффективной системы технического регулирования, «Главгосэкспертиза России» и организации государственной экспертизы перешли к электронной форме взаимодействия с проектировщиками. Это не только оптимизирует временные и финансовые затраты участников строительства, но и минимизирует прямые контакты заказчика с экспертами, упрощает контроль за деятельностью экспертных органов, а также повлияет на формирование единого комплекса нормативных документов в области техрегулирования.


Этапы реализации проекта

  • Разработка программного обеспечения и пусконаладочные работы завершены. В начале июля 2017 года был продемонстрирован пилотный проект;
  • В августе 2017 года успешно проведены предварительные испытания, осуществлена опытная эксплуатация и доработка программного обеспечения и документации к нему;
  • Проведены нагрузочные и приемочные испытания системы. Приемочная комиссия подтвердила соответствие системы требованиям технического задания;
  • Сформирован классификатор строительных ресурсов. Его обновление будет осуществляться ежеквартально;
  • Утвержден Порядок ведения классификатора. На основании классификатора осуществляется мониторинг цен строительных ресурсов в каждом регионе России;
  • Ввод в эксплуатацию ГИС ценообразования произошел 1 октября 2017 года;
  • Создан и формируется Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации (ГИС ЕГРЗ), с января 2018 года начато наполнение системы;
  • Проведена верификация сведений о перечнях юридических лиц, которые должны представлять сведения о стоимости строительных ресурсов в информационную систему, продолжается работа по актуализации этого перечня;
  • С 2019 года планируется переход на ресурсный метод расчетов в строительстве.

В рамках мероприятий по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования регулярно проводятся семинары и совещания под председательством глав и заместителей глав ведомств строительного комплекса, где обсуждается процесс формирования сметной стоимости – от получения необходимых данных из ФГИС ЦС до получения положительного заключения экспертизы и перехода к реализации строительных проектов.

Уже сегодня Вы можете подготовиться к плавному переходу на ресурсный метод расчёта сметной стоимости строительства. Компания «Элементарное решение» предлагает приобрести Государственные Сметные Нормативы 2017 , включающие в себя Федеральные Единичные Расценки (ФЕР-2017) и Государственные Элементные Сметные Нормы (ГЭСН-2017). Немаловажно поддерживать их в актуальном состоянии. Пока система ФГИС ЦС тестируется, Вы можете пользоваться Базисно-Индексным методом расчетов посредством ФЕР 2017, а когда информационная система заработает полноценно, тогда у Вас уже будет ГЭСН 2017, для разработки сметной документации Ресурсным методом.

При подготовке описания информационной системы использовались материалы сайтов: minstroyrf.ru, gge.ru, mos.ru, rg.ru.