Александр Казанцев - Русская фантастическая проза XIX — начала XX века (антология). Развитие художественной прозы в последние десятилетия XIX века Русская фантастическая проза XIX - начала XX… Александр Куприн

Характеристика художественных произведений русских писателей 19-го века обращённых к прошлому государства.

Достижения русской литературы XIX века общепризнаны и хорошо известны. Ее произведения — это творения всемирной значимости, ощутимо воздействующие на человечество своей духовной мощью и нравственной силой. На первый взгляд историческая проза (имеются в виду художественные произведения, обращенные к историческому прошлому отечества) на общелитературном фоне этого столетия выглядит весьма скромно.

Конечно, такие имена, как М. Загоскин, И. Лажечников или Г. Данилевский, заметно тускнеют, если поставить их рядом с именами А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Гончарова, И. Тургенева, Н. Чернышевского, М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского , Л. Толстого. Однако такое сопоставление окажется неубедительным и даже несправедливым, если более вдумчиво подойти ко всей русской литературе прошлого столетия, вникнуть в суть и характер ее идейно-художественных поисков, ее исторического развития. Решая важнейшие вопросы национальной и общечеловеческой жизни, русская литература искала ответ на них не только в современности, но и в историческом прошлом. Чувство истории входило в ее художественный мир неотъемлемо и безусловно.

Можно даже сказать, что вся русская проза позапрошлого столетия в известном смысле была прозой исторической, поскольку действия и внутреннюю жизнь героев увязывала с конкретным моментом исторического развития России, и мы явственно ощущаем это ее замечательное качество в сочинениях Тургенева, Гончарова, Толстого или Достоевского. Многие произведения, ставшие классическими, включая повести Пушкина и Гоголя, да и Войну и мир Толстого, написаны на собственно исторические темы и образуют золотой фонд русской исторической прозы. Обращаясь к прошедшим временам, они постигали исторический ход времени и место человека в истории, осмысливали судьбы народа и государства, находили глубочайший смысл в деяниях исторических личностей и обычных людей, втянутых в большие события.

Следует отметить немалые заслуги в развитии русской литературы и таких писателей исторической темы, как Загоскин, Лажечников, Данилевский. Многие их произведения стали заметными явлениями литературной жизни, они выражали важные тенденции всей литературы. Собственно, без исторической прозы, достойное место в которой наряду с произведениями Пушкина и Гоголя занимают сочинения многих других авторов, невозможно представить всю русскую литературу XIX века.

Историческая проза в XIX веке отвечала насущным запросам времени, соответствовала духовным устремлениям русского общества, остро ощутившего связь времен и эпох и потребность углубленного осмысления опыта прошлого в связи с многосложной современностью и предощущением грядущих социальных потрясений. Она становилась как бы общелитературной основой, необходимой для постановки и разработки многих социальных проблем, создания национального характера, познания социально-исторической обусловленности событий, а также поступков, мыслей и переживаний людей. Историзм становился неотъемлемым качеством любого подлинно художественного произведения: даже если оно было обращено к живой современности, все равно решало проблемы исторического значения.

Поэзия конца 19 века получила название "поэтического ренессанса" или "серебряного века". Постепенно термин "серебряный век" стали относить к той части художественной культуры России,которая была связана с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" и частично футуристической литературой. Литературные направления: 1.Реализм - продолжает развиваться (Л.Толстой,Чехов,Горький и др.). 2.Модернизм - от фр. слова "новейший,современный".Модернисты верили в божественную преобразующую творящую роль искусства. Символизм-литературное художественное направление,которое считало целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Это первое и самое крупное течение модернизма.Начало самоопределению было положено Д.С.Мережковским.Он назвал мистическое содержание,символы и расширение художественной впечатлительности. Лидером символизма стал стал В.Брюсов.НО символизм оказался неоднародным течением,внутри него оформилось несколько самостоятельных группировок. В русском символизме принято выделять 2 основных группы поэтов: "старшие" символисты (Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Кузмин, Мережковский, Гиппиус) и "младшие" символисты (Блок, Белый, Иванов). В издательской жизни символистов существовали две группы: петербургские и московские. Это перешло в конфликт. Московская группа (Лидер Брюсов) считали главным принципом литературы - "искусство для искусства". Петербургская (Мережковский,Гиппиус) отстаивали приоритет религиозно-филосовских поисков в символизме. Они считали себя подлинными символистами и своих оппонентов считали декадентами. АКМЕИЗМ - течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский, и некоторых других.

Андрей Белый создал свой особый жанр – симфония – особый вид литературного изложения, по преимуществу отвечающий своеобразию его жизненного восприятия и изображений. По форме это нечто среднее между стихам и прозой. Их отличие от стихов в отсутствии рифмы и размера. Впрочем, и то и другое словно непроизвольно вливается местами. От прозы – тоже существенное отличие в особой напевности строк. Эти строки имеют не только смысловую, но и звуковую, музыкальную подобранность друг к другу. Этот ритм наиболее выражает переливчатость и связность всех душевностей и задушевностей окружающей действительности. Белый считал, что поэт-символист – связующее звено между двумя мирами: земным и небесным.

Мережковский утверждал, что: «…три главных элемента нового искусства – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». За тайной любви человеку должна отрыться тайна новой общности людей, объединенных какими-то общими устремлениями. Естественно, легче всего такая связь могла осуществляться в религии, где люди связаны общей верой. Поэтому Мережковский в своей поэзии стремился доказать, что вся история человечества основана на повторяющемся из века в век противоборстве Христа и Антихриста, лишь воплощающихся в исторические фигуры. Для того чтобы спасти общество, русской интеллигенции необходимо, по его мнению, преодолеть атеизм. Все это говорит о том, что Мережковский в своей поэзии отражает религиозную, мистическую позицию, выходя тем самым в иные миры и постигая там истину.

Федора Константиновича Сологуба называли поэтом Смерти, потому что мотивом смерти, идеей самоистребления пронизано все мироощущение поэта. Сологуб не принимает благоговейно Божий мир, не молится святыням храма. Для него молчат молитвы, молчит Господь, а в минуты жизненных катастроф поэт обращается к Дьяволу. Переворот в сознании и творчестве поэта произойдет только к старости, когда он вместо «гробовых», «ледяных» образов напишет: «милая земля», «милая Россия», «милый Бог».

В сборник «Современная эротическая проза» вошли эротические произведения писателей Петербурга и Москвы, а также русскоязычных зарубежных прозаиков - произведения традиционные и новаторские, лирические и жесткие, эстетически красивые и шокирующие, смешные и трагические. Но всех их объединяет психологическая достоверность, мастерство авторов, отсутствие какого-либо морализаторства и высокая степень эротической напряженности. В данную книгу вошли повесть «Гуманитарная помощь» и рассказы Лева Куклина. Сборник еще раз подтверждает, что…

Сон в Нефритовом павильоне без автора

«Сон в Нефритовом павильоне» - одно из крупнейших произведений старинной корейской прозы начала XVII века (имя автора осталось неизвестным), относится к популярному на Дальнем Востоке жанру романов-снов, близких по сюжету древним мифологическим сказаниям и авантюрным повестям позднего средневековья. Публикуется на русском языке впервые.

Записки на табличках Апронении Авиции Паскаль Киньяр

Паскаль Киньяр - один из наиболее значительных писателей современной Франции. Критики признают, что творчество этого прозаика, по праву увенчанного в 2002 году Гонкуровской премией, едва ли поддается привычной классификации. Для его образов, витающих в волшебном треугольнике между философским эссе, романом и высокой поэзией, не существует готовых выражений, слов привычного словаря. В конце IV века нашей эры пятидесятилетняя патрицианка, живущая в Риме, начинает вести дневник, точнее, нечто вроде ежедневника. На вощеных табличках она записывает…

ТРИ МОНАХА Undefined Undefined

Предлагаемая вниманию читателей повесть «Три монаха» принадлежит к числу наиболее интересных и оригинальных созданий японской повествовательной прозы XV–XVI веков, известной под названием «отогидзоси» - «занимательные книги». Проза отогидзоси отмечена жанровым и стилевым многообразием. Значительное место в ней принадлежит жанру повести-исповеди, призванной не только развлекать читателя, но и воспитывать его, наставляя на путь истинной веры. В повести «Три монаха» отчетливо выражены идеи дзэн-буддизма, под знаком которого развивались многие…

Милый друг Ги Мопассан

Ги де Мопассана нередко называют мастером эротической прозы. Но роман «Милый друг» (1885) выходит за рамки этого жанра. История карьеры заурядного соблазнителя и прожигателя жизни Жоржа Дюруа, развивающаяся в духе авантюрного романа, становится символическим отражением духовного обнищания героя и общества.

Бьянка Игорь Куберский

Двадцать лет спустя Игорь Куберский

Искусность автора в изложении любовной тематики побуждает нас считать его творчество неким эталоном эротической прозы в современной отечественной литературе. И подобно тому, как температуру окружающей среды принято измерять в градусах Цельсия, степень эротизма можно было бы измерять в Куберах.

Портрет Иветты Игорь Куберский

Пробуждение Улитки Игорь Куберский

Произведения известного петербургского прозаика, поэта и переводчика Игоря Куберского, написанные им в последние годы, посвящены теме любви и эротике. Испытание духа и плоти, роковой поединок, из которого не всегда выходят живым - такой предстает любовь в увлекательных текстах этого наследника литературных традиций Ивана Бунина, Владимира Набокова, Юрия Казакова. Искусность автора в изложении любовной тематики побуждает нас считать его творчество неким эталоном эротической прозы в современной отечественной литературе. И подобно тому, как…

Опасные приключения Мигеля Литтина в Чили Габриэль Маркес

В Европе и США эта книга произвела эффект разорвавшейся бомбы, - а в Чили ее первый тираж был уничтожен по личному приказу Аугусто Пиночета. …В 1985 году высланный из Чили режиссер Мигель Литтин нелегально вернулся, чтобы снять фильм о том, во что превратили страну двенадцать лет военной диктатуры. Невзирая на смертельную опасность, пользуясь скрытой камерой, он создал уникальный фильм «Всеобщая декларация Чили», удостоенный приза на Венецианском кинофестивале. Документальный роман Маркеса - не просто захватывающая история приключений Литтина…

Медея и ее дети Людмила Улицкая

Произведения Людмилы Улицкой можно назвать «прозой нюансов» - и тончайшие проявления человеческой природы, и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим. Повесть «Медея и ее дети» уже завоевала признание читателей у нас в стране и за рубежом. История крымской гречанки Медеи - это история любви и разлуки, короткого женского счастья и долгих лет тягостного одиночества, радости единения и горечи измены. Стремление…

Сон в Нефритовом павильоне Undefined Undefined

«Сон в Нефритовом павильоне» – одно из крупнейших произведений старинной корейской прозы начала XVII века (имя автора осталось неизвестным), относится к популярному на Дальнем Востоке жанру романов-снов, близких по сюжету древним мифологическим сказаниям и авантюрным повестям позднего средневековья. Публикуется на русском языке впервые.

Страшные любовные истории Милорад Павич

Литературные критики высоко оценили простоту и парадоксальную многомерность текстов Павича, виртуозную эксцентричность формы. Они рассматривают Павича как знаковую фигуру современной прозы – писателя XXI века. "Страшные любовные истории" – сборник новых рассказов М.Павича, где каждая вещь делает нас соучастниками некоей магической игры, затеянной писателем. Излюбленные темы Павича – любовь, смерть, загадочные сны, прошлое – вновь звучат в его прозе.

Русская фантастическая проза XIX - начала XX… Александр Куприн

В настоящий сборник вошли фантастические произведения писателей-классиков: Осипа Сенковского, Николая Полевого, Константина Аксакова, Владимира Одоевского, Александра Куприна, Михаила Михайлова и др. Их фантастические повести явили целую галерею тем, образов, сюжетов, где так или иначе исследуется взаимосвязь двух миров - потустороннего (иррационального, стихийно-чувственного, метафизического) и сущего материального, вещественного. Читатель вынужден постоянно выбирать между рациональным и сверхъестественным, но интересно, что конфликта…

Том 1. Проза Иван Крылов

Настоящее издание Полного собрания сочинений великого русского писателя-баснописца Ивана Андреевича Крылова осуществляется по постановлению Совета Народных Комисаров СССР от 15 июля 1944 г. При жизни И. А. Крылова собрания его сочинений не издавалось. Многие прозаические произведения, пьесы и стихотворения оставались затерянными в периодических изданиях конца XVIII века. Многократно печатались лишь сборники его басен. Было предпринято несколько попыток издать Полное собрание сочинений, однако достигнуть этой полноты не удавалось в силу ряда…

Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги Анатолий Мариенгоф

Анатолий Борисович Мариенгоф (1897 - 1962), поэт, прозаик, драматург, мемуарист, был яркой фигурой литературной жизни России первой половины нашего столетия. Один из основателей поэтической группы имажинистов, оказавшей определенное влияние на развитие российской поэзии 10-20-х годов. Был связан тесной личной и творческой дружбой с Сергеем Есениным. Автор более десятка пьес, шедших в ведущих театрах страны, многочисленных стихотворных сборников, двух романов - "Циники" и "Екатерина" - и автобиографической трилогии. Его мемуарная проза долгие годы…

Конец нейлонового века Йозеф Шкворецкий

Йозеф Шкворецкий (р. 1924) – классик современной чешской литературы, прозаик, драматург и музыкальный критик, живущий в Канаде. Сборник «Конец нейлонового века» составлен из самых известных и неоднозначных произведений писателя, созданных в странное и жуткое время между гитлеровской оккупацией Чехии и советским вторжением. Короткий роман Шкворецкого «Бас-саксофон» был признан лучшим литературным произведением всех времен и народов о джазе. Музыкальная проза Йозефа Шкворецкого – впервые на русском языке.

Лучшие сочинения: проза XIX века.Бунковская З.П.

Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 320 с. (Библиотека школьника.)

Сборник сочинений поможет выпускникам и абитуриентам повторить курс русской прозы XIX века, избежать фактических ошибок при изложении материала, подготовиться к написанию выпускного или вступительного сочинения.

( В PDF версии е сть закладки для удобства навигации.)

Формат: pdf / zip

Размер: 2 Мб

/ Download файл

Или в текстовом виде для просмотра в Word :

Формат: doc / zip

Размер: 347 Кб

/ Download файл

Оглавление
Вступление 3
Пошлое и трагическое лицо Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» 6
Разлад «мечты и действительности» в Петербургских повестях Н. В. Гоголя «Ах, Невский... Всемогущий Невский!..». 16
Поэтический мир А. Н. Островского 21
Катерина - «луч света в темном царстве» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») 28
Катерина как трагический характер 34
Гроза над Калиновом (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») 39
Тема греха в драме А. Н. Островского «Гроза", ее решение в образах представителей «темного царства» и Катерины 45
Отражение жестокости жизни в драме А. Н. Островского «Бесприданница» 52
Роман И. А. Гончарова «Обломов» - арена борьбы вечных идеалов с обыденностью жизни 57
Тема любви в романе И. А. Гончарова «Обломов». 64
«Сон Обломова» как идейно-художественный центр романа И. А. Гончарова 67
Что такое «обломовщина»? (ло роману И. А. Гончарова «Обломов») 70
Размышления о смысле и проявлении высшего человеческого чувства в романе И. А. Гончарова «Обломов» 75
Динамика творчества И. С. Тургенева 81
Философский идеализм Рудина в одноименном романе И. С. Тургенева 87
Мое прочтение «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева. 92
Идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. 98
«...Они лучшие из дворян - и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») 102
«Отцы» и «дети» в романе И. С. Тургенева 105
Художественный прием «Психологической пары» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 109
Роль эпизода в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (приезд Аркадия и Базарова в Марьино) .„ 116
Последняя глава романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Анализ эпизода. . . . .121
Своеобразие языка романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» 124
Мифологический и метафорический контекст романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» 128
Полемика вокруг романа «Отцы и дети» 134
Русский народ и его огромный внутренний потенциал в рассказах Н. С. Лескова 143
Николай Семенович Лесков - мастер в создании образов праведников. 149
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - великий сатирик-гуманист.153
Сатирическое изображение власти и народа в повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» 161
Отражение пороков общественной жизни в повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» , 168
Отражение сложного жизненного пути в творчестве Ф. М. Достоевского 174
«Тварь дрожащая или право имею?» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление-и наказание») 182
Трагизм крушения теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание*) 187
Нравственный закон и объективная реальность в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 194
Духовное воскресение Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») 201
Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание». 208
Художественное своеобразие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ... 214
Своеобразие гуманизма Ф. М. Достоевского (на примере романа «Преступление и наказание») 220
Размышления о чести и совести (по произведениям русской литературы ХТХ века) .. 226
Жизненность и яркость образов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 231
Изображение войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 238
Мастерство Л. Н. Толстого в изображении славной победы русского оружия в Бородинской битве (по роману «Война и мир»).... 243
«Мысль народная» в романе Л. Н, Толстого «Война и мир» 248
Образы Кутузова и Наполеона в романе "Л. Н. Толстого «Война и мир» 254
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в оценке современников писателя 259
Картины природы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 264
Осуждение пошлости и душевной черствости в рассказах А. П. Чехова 270
Рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре» - осуждение тиранической власти предрассудков 275
Как Старцев стал Ионычем (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») 280
Особенности художественного мироощущения А. П. Чехова. 285
Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» 290
Кто же спасет красоту? (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад») 295
Комизм ситуаций и образов в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» 299
Размышляем над страницами пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» 303
Роль пейзажа в рассказах А. П. Чехова. 307

«Существует мало людей, фантазия которых направлена на правду реального мира. Обычно предпочитают уходить в неизведанные страны и обстановку, о которой не имеют ни малейшего представления и которую фантазия может разукрасить самым причудливым образом».

Сказал это в начале XIX века И.-В. Гете, но как верно звучат его слова применительно ко многим нынешним произведениям! Голое фантазирование не достигнет достоверности вероятного, не пробудит в читателе Мечту, а потому и не всякая литература поднимется до уровня Мечты, если разуметь под этим н а п р а в л е н н о е ж е л а н и е.

Мечта - дитя фантазии, лежащей в основе всякого творчества. Фантазия позволяет ученому делать открытия, выдвигать гипотезы, поэту - взлетать на крыльях чувств, инженеру - создавать дотоле не существовавшие машины, философу - видеть основы общества без угнетения и порабощения одних другими, без войн и несправедливости. Словом, фантазия, возвышая человека над животным миром, делает нас способными видеть то, чего нет пока, но чего можно достигнуть.

Вместе с тем фантазии обязаны своим возникновением и различные религии, их мифы. Фантазия с помощью невежества породила целый сонм сверхъестественных существ, суеверие и мракобесие, что не могло не найти своего отражения и в фантастике,

В этом плане стоит вспомнить о заблуждениях почтенных ученых, которые не так уж давно обсуждали в с е р ь е з перспективу вытеснения человечества с Земли киберами, более приспособленными для жизни в грядущем при убийственных для человеческого организма энергетических полях, вызванных безудержно растущей энергетикой.

Не упускаю случая опровергнуть эти выводы, ибо ниоткуда не следует, что энерговооруженность человечества будет беспрерывно расти «по экспоненте». Во Вселенной действует не «закон беспредельного роста», а «закон сохранения энергии и вещества» и вытекающий из него «закон насыщения». Он проявляется и при образовании звезд из вещества туманности, и при намагничивании железа по кривой гистерезиса, равно как и при утолении голода и жажды любыми организмами, которые потребляют лишь необходимое, а не превращаются в своем развитии в. цистерны или нефтяные баки из стремления больше съесть и выпить.

Хочется оспорить и пресловутый «веерный метод», предлагаемый иными фантастами для «исследования» будущего. Писатель, по их словам, должен стоять выше интересов сегодняшнего дня, выше всех философских течений. Эта надклассовая, надгосударственная позиция писателя будто бы позволяет ему лучше исследовать художественным методом грядущее. Думается, что такой метод псевдонаучного исследования, как и встречающийся в технике слепой метод «проб и ошибок», едва ли окажется действенным в литературе, ибо никак не уживается с нашими задачами построения будущего (которым должна служить фантастика) и прямо противоречит марксистской философии.

Из всего сказанного отнюдь не следует, что «Библиотека фантастики», предлагаемая широкому кругу читателей, в которой сделана попытка хотя бы частично отразить историю поисков гуманистических идеалов общества будущего», отказывается от романов-предупреждений или научной; сказки, даже отдельных произведений «Демонической»» литературы. Однако основной упор в ней делается все же на литературу «впередсмотрящих».

Наряду с русской фантастикой прошлого века, представленной именами В. Одоевского, О. Сенковского, К. Аксакова, А. Богданова, К. Циолковского и других, в «Библиотеку» входит том западных утопий (Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Сирано де Бержерак). В следующих томах встретятся имена К. Чапека («Война с саламандрами»), Я. Вайсса («Дом в 1000 этажей»), С. Лема («Солярис», «Магелланово облако»). Писатели Японии, Франции, Англии представлены в лице С. Комацу («Гибель дракона»), Ж. Верна («20 тысяч лье под водой»), Г. Уиллса («Машина времени», «Человек-невидимка»). Том американской фантастики составят произведения Р. Брэдбери, А. Азимова, К. Саймака, Р. Шекли. В отдельный том войдут произведения фантастов социалистических стран, созданные за последние годы.

Пристальное внимание уделяется в нашей «Библиотеке» произведениям советских авторов, находивших собственные приемы показа путей в грядущее и создававших образы героев - носителей черт будущего человека. По замыслу издателей, сборники «Советская фантастика. 20-40-е годы», «Советская фантастика. 50-70-е годы», «Советский фантастический рассказ», двухтомный сборник «Советская фантастическая повесть» должны познакомить читателя не только с широким кругом авторов, но их историей советской фантастики, с процессом ее становления. Лучшие фантастические произведения советских писателей, ставшие классическими, такие, как «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого, «Плутония» и «Земля Савинкова» В. Обручева, «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия» А. Беляева, и др. выйдут отдельными томами.

Роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» занимает в этом ряду особое место. Ученый огромной эрудиций; пришедший в литературу, Ефремов приоткрыл завесу над картиной коммунистического будущего, смело рисуя его облик и показывая героев, в которых проступают черты лучших людей современности, людей социализма. Немалое внимание уделил он и кардинальному вопросу всех времен - воспитанию, отвергая при этом «примат образования над воспитанием» - суждение, до недавнего времени почти не оспариваемое.

Коммунизм достигнут не представители нового биологического или кибернетического вида. Нет, не «мозги на щупальцах» или машины, лишенные человеческих эмоций и не нуждающиеся в человеческих потребностях, заселят коммунистическую планету Земля - на ней» будут по-прежнему существовать такие же люди, как мы, но… воспитанные для жизни в новом обществе.

«Библиотека фантастики» выполнит свое назначение, если привьет вкус читателя к книгам, которые показывают, на кого может походить человек будущего, ибо пример и подражание лучшему всегда будут наиболее действенными приемами воспитания.

Каждая из книг «Библиотеки» в той или иной мере отвечает на эти вопросы. Хочется верить, что она действительно станет библиотекой Мечты и усилит стремление читателя к лучшему, светлому, неизбежно грядущему.

Александр Казанцев

Осип Сенковский

Ученое путешествие на Медвежий Остров

Итак, я доказал, что люди, жившие до потопа, были гораздо умнее нынешних: как жалко, что они потонули!..

Барон Кювье

Какой вздор!..

Гомер в своей «Илиаде»

14 апреля (1828) отправились мы из Иркутска в дальнейший путь, по направлению к северо-востоку, и в первых числах июня прибыли к Берендинской станции, проехав верхом с лишним тысячу верст. Мой товарищ, доктор философии Шпурцманн, отличный натуралист, но весьма дурной ездок, совершенно выбился из сил и не мог продолжать путешествие. Невозможно представить себе ничего забавнее почтенного испытателя природы, согнутого дугой на тощей лошади и увешанного со всех сторон ружьями, пистолетами, барометрами, термометрами, змеиными кожами, бобровыми хвостами, набитыми соломою сусликами и птицами, из которых одного ястреба особенного рода, за недостатком места за спиною и на груди, посадил он было у себя на шапке. В селениях, через которые мы проезжали, суеверные якуты, принимая его за великого странствующего шамана, с благоговением подносили ему кумысу и сушеной рыбы и всячески старались заставить его хоть немножко пошаманить над ними. Доктор сердился и бранил якутов по-немецки; те, полагая, что он говорит с ними священным тибетским наречием и другого языка не понимает, еще более оказывали ему уважения и настоятельнее просили его изгонять из них чертей. Мы хохотали почти всю дорогу.