Общество как отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Краткий курс изучения обществознания - файл n1.doc Современная общественная жизнь в России

Раздел 6
Социальные отношения

6.1. Социальное взаимодействие и общественные отношения

Общество как систему отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех его элементов и подсистем. Точно так же, как и в природе, все является частью единого комплекса. Затронув или уничтожив один из его компонентов , можно поставить под угрозу самое существование природного мира.

Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведем пример из нашего недавнего прошлого. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере духовной культуры.

Рассмотрим более обстоятельно основные понятия и определения, связанные с характеристикой социальных связей и отношений.

Основными типами социальных связей выступают функциональные и причинно-следственные. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое , является его основой.

Функциональные связи прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и его отдельными элементами. Например, задача производства жизненных благ неотделима от распределения результатов труда, воспроизводства и социализация человека, осуществления управления и т. д.

И причинно-следственные и функциональные связи всегда реализуются в единстве. Первые можно представить в виде вертикали, так как одно явление предшествует другому во времени. Вторые формируются в один и тот же момент времени.

Для осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных отношений - коммуникаций и соответствующие структуры - социальные институты . Под общественными отношениями понимаются отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества. В соответствии с разделением общества на подсистемы ученые выделяют экономические, социальные, политические и духовные сферы. К примеру, отношения в сфере распределения материальных благ являются экономическими, отношения в сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных интересов можно назвать политическими.

По своему характеру эти отношения могут быть солидарными (партнерскими), основанными на согласовании интересов сторон, или же конфликтными (конкурентными), когда интересы участников противоположны. Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их элементов остается всегда неизменным.

Виды социальных групп


Основания
классификации групп

Тип группы

Примеры

По количеству участников

малые

средние


большие

семья, группа друзей, спортивная команда, совет директоров фирмы

трудовой коллектив, жители микрорайона, выпускники университета

этносы, конфессии, программисты


По характеру отношений и связей

формальные

неформальные



политическая партия, трудовой коллектив

посетители кафе



По месту жительства

поселенческие

горожане, селяне, жители столичного мегаполиса, провинциалы

В зависимости от пола и возраста

демографические

мужчины, женщины, дети, старики, молодежь

По этнической принадлежности

этнические (этносоциальные)

русские, белорусы, украинцы, вепсы, марийцы

По уровню дохода

социально-экономические

богатые (люди с высоким уровнем дохода), бедные (люди с низким уровнем дохода), средние слои (люди со средним уровнем дохода)

По характеру и роду занятий

профессиональные

программисты, операторы, учителя, предприниматели, адвокаты, токари

Подобный перечень можно продолжать и продолжать. Все зависит от основания классификации. К примеру, определенной социальной группой можно считать всех пользователей персональными компьютерами, абонентов мобильной связи, совокупность пассажиров метрополитена и так далее.

Сплачивающим, группообразующим фактором является и гражданство - принадлежность человека государству, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Граждане одного государства подчиняются одним законам, имеют общие государственные символы. Принадлежность к тем или иным политическим партиям и организациям устанавливает идеологическую близость. Коммунисты, либералы, социал-демократы, националисты по-разному представляют себе будущее и правильное устройство общества. В этом отношении очень похожи на политические общности и религиозные объединения (конфессии), только они больше внимания уделяют не внешним изменениям, а внутреннему миру людей, их вере, добрым и злым поступкам, межличностным отношениям.

Особые группы образуют люди с общими интересами. Спортивных болельщиков из разных городов и стран роднит страсть к любимому виду спорта; рыболовов, охотников и грибников - поиск добычи; коллекционеров - стремление приумножить свое собрание; любителей поэзии - переживания по поводу прочитанного; меломанов - впечатления от музыки и так далее. Всех их мы легко обнаружим в толпе прохожих - в одежде болельщиков (фэнов) присутствуют цвета их любимой команды, меломаны ходят с плейерами и полностью поглощены музыкой и т. д. Наконец, учащихся всего мира объединяет стремление к знаниям и получению образования.

Мы перечислили достаточно большие общности, объединяющие тысячи и даже миллионы людей. Но есть еще и бесчисленное количество более мелких групп - люди в очереди, пассажиры одного купе в поезде, отдыхающие в санатории, посетители музея, соседи по подъезду, уличные товарищи, участники вечеринки. К сожалению, имеются и социально опасные группы - банды подростков, мафиозные организации, вымогатели-рэкетиры, наркоманы и токсикоманы, алкоголики, нищие, люди без определенного места жительства (бомжи), уличные хулиганы, азартные игроки. Все они или непосредственно относятся к преступному миру, или находятся под его пристальным вниманием. И границы перехода из одной группы в другую очень незаметны. Постоянный посетитель казино в миг может потерять все состояние, залезть в долги, стать нищим, продать квартиру или войти в преступную группировку. То же самое грозит наркоманам и алкоголикам, многие из которых сначала считают, что в любую минуту при желании бросят это увлечение. Попасть в перечисленные группы намного легче, чем затем выбраться из них, а последствия едины - тюрьма, смерть или неизлечимая болезнь.

В нашей стране сейчас существуют практически все из перечисленных выше социальных групп. Самая большая проблема российского общества - огромная пропасть между небольшой группой сверхбогатых людей и основной массой населения, живущей на грани нищеты. Для развитых современных обществ характерно наличие так называемого среднего класса. Его составляют люди, которые обладают частной собственностью, средним уровнем доходов и определенной независимостью от государства. Такие люди свободны в выражении своих взглядов, на них трудно оказывать давление, они не допускают нарушения своих прав. Чем больше представителей этой группы, тем благополучнее общество в целом. Считается, что в стабильном обществе представители среднего класса должны составлять 85–90%. К сожалению, у нас эта группа только формируется, а обеспечить быстрый ее рост - одна из основных задач государственной политики.

6.3. Социальный статус

В любом обществе вне зависимости от его исторических и географических рамок складывается иерархия, порядок расположения групп людей. Где-то этот порядок определяется рождением, где-то образованием, где-то богатством. Положение каждого конкретного человека в подобной иерархии можно назвать социальным статусом.

Социальный статус - положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением, и связанный с этим определенный набор прав и обязанностей. Все статусы делятся на две большие группы - исходные (предписанные, прирожденные) и достигаемые. Среди первых обычно называют пол, расу и возраст. Иногда сюда же включают национальность и религиозную принадлежность (это характерно для традиционных обществ). Маленькие девочки играют с куклами и помогают маме по хозяйству, а мальчики больше находятся на улице, предпочитают подвижные игры и боятся прослыть «маменькиными сынками». С возрастом эти различия переходят на другой уровень. Достигаемый статус закрепляется только с учетом индивидуальных качеств человека, благодаря его выбору, таланту, активности, способностям, исполнительности или везению.

Раньше огромную роль в обществе играли прирожденные (заданные) статусы . Жизнь человека во многом зависела от положения его родителей в обществе, а его собственные таланты, образование и умение не играли решающей роли. К примеру, представитель духовенства или дворянин в средневековой Франции относились к привилегированным сословиям, им и предоставлялись все основные права. И, напротив, третье сословие - абсолютное большинство жителей страны - было лишено гражданских прав.

В современном обществе каждый может достигнуть высокого статуса, многое зависит от самой личности. В какой-то степени статусы и роли похожи друг на друга, но главная разница между ними в том, что статус предполагает оценку окружающих, а роль выполняется самим человеком.

Выделяют ученые-обществоведы и другие виды статусов. Среди важнейших из них: главный (наиболее характерный для данного человека статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они его отождествляют); социальный (положение человека как представителя большой социальной группы); личный (индивидуальный ) (положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того , как он оценивается по своим индивидуальным качествам (лидер, аутсайдер и т. п.)).

6.4. Социальная роль

Одним из наиболее значимых в современной социологии понятий является понятие социальная роль. В отечественной науке оно укоренилось не так давно, но в зарубежной, особенно американской, социологической мысли подобное понятие было введено более полувека тому назад.

Наверное, у вас есть любимые актеры. За что их любят? Конечно, не только за внешность. Они заставляют нас переживать, верить в происходящее на экране или сцене.

Древние греки говорили, что жизнь - театр, а человек в ней - актер. Давайте посмотрим на себя с точки зрения ролей , которые играются на сцене под названием «повседневная жизнь». Вы просыпаетесь рано утром, и родители кормят вас завтраком, дают поручения и советы, помогают выбрать одежду. Здесь вы выполняете роль сына или дочери. По дороге в роли товарища можно поболтать с другом из соседней школы. Затем вы превращаетесь в старшеклассника­ и изучаете определенные предметы, а на перемене становитесь просто учащимся школы, потому что здесь нет деления по классам. После пребывания в учебном заведении иногда приходится становиться покупателем или пассажиром, а на улице - футболистом, болельщиком, меломаном, прохожим и так до бесконечности. Каждый человек одновременно способен выполнять целый набор социальных ролей: он может быть членом семьи (сыном, внуком, отцом, дедом), работником крупного предприятия, членом политической партии, болельщиком футбольной команды, членом попечительского совета школы, в которой учатся его дети, другом и так далее. Ряд ролей типичен для молодых людей и мало характерен для взрослых. К примеру, ребята чаще становятся завсегдатаями дискотек, членами фан-клубов популярных артистов, клубов любителей компьютерных игр. Только взрослые могут быть военнослужащими срочной службы, избирателями, избранными на государственные должности.

В тоже время есть ряд ролей, которые подростки и взрослые могут исполнять в равной мере. Приведем примеры: пользователь Интернета, футбольный болельщик, покупатель в магазине , посетитель библиотеки или музея.

Как трактуется социальная роль в науке? Под социальной ролью понимается способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружающих людей. Также роль может быть рассмотрена как совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему определенную позицию.

Каждая из этих ролей предполагает определенное поведение - то, что позволено делать в роли футболиста, не подходит для пассажира (играть в мяч даже в пустом автобусе неприлично), а поведение покупателя не может переноситься в школу. Например, в роли водителя автомобиля директор предприятия не может приказывать другим водителям, даже если среди них будут его подчиненные. У каждой роли существуют свои правила , требования, права, ожидаемое поведение. Есть они и у учащихся.

Конечно, с течением времени одни и те же социальные роли меняются. Исторические и национальные особенности значительно влияют на социальную структуру общества, ведь роль, например, мужа сегодня и роль мужа в Древнем Китае совершенно различны, так же как и роли детей, стариков, военных, писателей и т. д.

Важной проблемой считается соотнесение социальной роли и личностного «Я». Порой человек вынужден идти наперекор собственным устремлениям во имя следования тем общепринятым штампам и ожиданиям, которые предъявляются ему обществом.

Положение человека осложняется еще и тем, что некоторые его роли могут вступать в конфликт. Так, преступник вполне может ощущать себя заботливым родителем, но рано или поздно придется делать выбор: раскрытие преступления влечет за собой наказание и отлучение от собственных детей, а это значит, что одна из ролей должна при конфликте вытеснить другую.

Многочисленны социальные роли и современного российского подростка. Он одновременно выступает в роли члена семьи (внука или внучки, сына или дочери, брата или сестры), члена школьного коллектива, участника дружеской­ компании во дворе или на даче, члена фанатского объединения футбольного клуба, завсегдатая Интернет-кафе и т. д. Есть роли, которые могут выполнять только взрослые или только дети. Например, роль солдата-срочника может быть только у молодого человека , уже достигшего возраста 18-ти лет. Только с 15 лет подросток может оформиться на временную работу по договору, приобрести социальную роль труженика, работника. Только взрослый может быть водителем автомобиля. Роль же учащегося средней школы типична для ребенка, но крайне редко в средней школе (вечерней) учатся взрослые.

И, напротив, есть роли, равно выполняемые и детьми и взрослыми. Футбольными болельщиками, посетителями интернет-кафе, концерта популярной рок-группы, поклонниками модного писателя могут быть люди разных полов и возрастов.

6.5. Неравенство и социальная стратификация

Некоторые примеры, которые мы привели, являются отражением существующего в обществе неравенства. Социальное неравенство характеризует положение по отношению друг к другу различных людей и их объединений. Неравенство существовало в обществе на разных ступенях его развития, но для каждого периода были и определенные, присущие именно данной эпохе черты и признаки. Люди в обществе, как мы знаем из истории, не были равны по своему положению, всегда существовало разделение на богатых и бедных, уважаемых и презираемых, достигших успеха и неудачников.

Сословная структура была более характерна для древнего и средневекового общества, которые принято называть традиционными. Сословие - это группа людей , обладающих определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Некоторые из сословий имели привилегии - особые права, возвышающие этих людей и позволяющие им жить за счет других. Так, в Российской империи привилегированным сословием было дворянство. И, напротив, подавляющее большинство людей в стране были лишены даже элементарных человеческих прав. Крепостные крестьяне являлись собственностью помещиков, их можно было продавать и покупать, причем родителей даже отдельно от детей.

С началом промышленной революции структура общества изменилась, вместо сословий появились классы. Классовое деление осуществляется, прежде всего, по месту людей в экономической системе, по отношению к собственности, по размеру получаемых ими доходов. Принадлежность к классу не передается по наследству, переход из одного класса в другой никак не регламентируется, многое зависит от самого человека. В XIX веке основными классами в ведущих странах мира стали буржуазия и пролетариат (наемные рабочие). Именно тогда появилась теория К. Маркса и Ф. Энгельса о классовом делении общества. Они полагали, что классы всегда противостоят друг другу, находятся в состоянии борьбы, и эта борьба между ними является движущей силой истории. Сначала противоборствующими классами были рабы и рабовладельцы, затем - феодалы и зависимые крестьяне и, наконец, - рабочие и буржуазия.

Современное обществознание трактует понятие класса несколько иначе. Важным признаком классовой принадлежности считается определенный образ жизни, обусловленный профессией и уровнем дохода. В структуре общества сегодня принято выделять три основных класса:

высший , к которому относят банкиров, работодателей, владеющих производством и контролирующих его, топ-менеджеров, выполняющих ведущие управленческие функции;

средний - служащие и квалифицированные рабочие, коммерсанты с определенным уровнем дохода ;

низший - работники без специального образования, обслуживающий персонал.

В особую группу также включают людей, работающих на земле, - фермеров, крестьян. Конечно, подобное деление предельно условно, а реальное распределение людей по общественным группам значительно сложнее.

В каждом обществе в разные исторические периоды были люди, которые не относились к утвердившимся группам и слоям. Они занимали как бы пограничное, промежуточное положение. Такое состояние в науке именуется маргинальным, а самих этих людей называют маргиналами.

Маргиналы - люди, по разным причинам выпавшие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым группам. К примеру, с началом промышленного переворота в странах Европы и в России часть крестьян вынуждена была переселяться в города, искать там работу, приспосабливаться к новой жизни. Но не каждому крестьянину по душе городские условия, ритм городской жизни. Переселенцы чувствуют себя в этой новой среде чужими. Душой и умом они все еще остаются крестьянами, живущими в небольшой деревне , со своим укладом.

Можно привести и другой пример. Некоторые представители русской интеллигенции, радикально настроенной и отрицательно относящейся к самодержавию, государственным и общественным порядкам Российской империи, отказывались от своей принадлежности к господствующим слоям в обществе и заявляли о переходе на позиции угнетенного народа. Они провозглашали себя выразителями интересов крестьян, рабочих. Положение таких людей тоже можно назвать маргинальным.

В современной России тоже есть проблема маргиналов. Например, человек, прежде бывший инженером, учителем, преподавателем вуза, не вписавшийся в современные рыночные отношения, может стать безработным, перебиваться случайными заработками, заниматься челночным бизнесом. Этот человек становится маргиналом. Его неуверенность в себе, в своем будущем может обернуться деструктивными действиями, недовольством существующими порядками.

Со временем маргиналы могут сформировать в новую устойчивую группу людей. В современном мире, где рамки социальных групп очень подвижны и люди могут переходить из одной в другую, возникновение маргинальных групп является важным источником изменения и развития общественной структуры.

От маргиналов следует отличать люмпенов. Люмпены – это группа людей, опустившихся на социальное дно, лица без определенного места жительства. Люмпенизация обычно связана с периодами социальных потрясений, углубления кризисного состояния общественных структур. Общество как бы выбрасывает люмпенов из социальной жизни, из нормального круга человеческих отношений.


  1. 1.4. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества

    Общество как систему отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех его элементов и подсистем. Точно также как и в природе, все является частью единого комплекса. Такого, что, затронув или уничтожив один из его компонентов, можно поставить под угрозу самое существование природного мира.

    Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведем пример из нашего недавнего прошлого. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере духовной культуры.

    Рассмотрим более обстоятельно основные понятия и определения, связанные с характеристикой социальных связей и отношений.

    Основными типами социальных связей выступают функциональные и причинно-следственные. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой. Проще всего такие связи можно проиллюстрировать на примерах взаимодействия основных сфер жизни общества.

    Функциональные связи прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и его отдельными элементами. Например, задача производства жизненных благ неотделима от распределения результатов труда, воспроизводства и социализация человека, осуществления управления и т.д.

    И причинно-следственные и функциональные связи всегда реализуются в единстве. Первые можно представить в виде вертикали, так как одно явление предшествует другому во времени. Вторые формируются в один и тот же момент времени.

    Для осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных отношений – коммуникаций и соответствующие структуры – социальные институты. Под общественными отношениями понимаются отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества. В соответствии с разделением общества на подсистемы – сферы ученые выделяют экономические, социальные, политические, духовные. К примеру, отношения в сфере распределения материальных благ являются экономическими, отношения в сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных интересов можно назвать политическими.

    По своему характеру эти отношения могут быть солидарными (партнерскими), основанными на согласовании интересов сторон, или же конфликтными (конкурентными), когда интересы участников противоположны. Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их элементов остается всегда неизменным.

    В структуре любого отношения можно выделить ряд элементов:

    участники (субъекты) отношений;

    значимый для участников объект деятельности;

    потребности (отношения субъект – объект);

    интересы (отношения субъект – субъект);

    ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов).

Характер общественных связей и отношений меняется в процессе общественной эволюции, по мере изменения общества.

^ 1.5. Социальные институты

Одним из элементов, входящих в состав общества как системы, являются различные социальные институты.

Слово институт здесь не следует воспринимать как какое-то конкретное учреждение. Это широкое понятие, в которое закладывается то, что создается людьми для реализации их потребностей, желаний, стремлений. Для того чтобы лучше организовать свою жизнь и деятельность общество формирует определенные структуры, нормы, позволяющие удовлетворять те или иные потребности.

^ Социальные институты – это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается стабильность связей и отношений в рамках общества.

Ученые выделяют в каждом обществе несколько групп институтов: экономические институты, которые служат для производства и распределения товаров и услуг; 2) политические институты, регулирующие общественную жизнь, связанные с реализацией властных полномочий и доступе к ним; 3) институты стратификации, определяющие распределение социальных позиций и общественных ресурсов; 4) институты родства, обеспечивающие воспроизводство и наследование посредством брака, семьи, воспитания; 5) институты культуры, развивающие преемственность религиозной, научной и художественной деятельности в обществе.

К примеру, потребность общества в воспроизводстве, развитии, сохранении и преумножении выполняют такие институты как семья и школа. Социальным институтом, который осуществляет функции безопасности, защиты выступает армия.

Институтами общества также являются мораль, право, религия. Исходным, отправным пунктом для формирования социального института является осознание обществом своих потребностей.

Появление социального института обусловлено:

    потребностью общества;

    наличием средств удовлетворения этой потребности;

    наличие необходимых материальных, финансовых, трудовых, организационных ресурсов;

    возможностью его интеграции в социально-экономическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить профессионально-правовую основу его деятельности.

Известный американский ученый Р. Мертон определил основные функции социальных институтов. Явные функции записаны в уставах, формально закреплены, официально приняты людьми. Они формализованы и в большей степени подконтрольны обществу. К примеру, мы можем поинтересоваться у государственных органов: «А куда идут наши налоги?»

Скрытые функции, те которые осуществляются реально и формально могут быть не закреплены. Если скрытые и явные функции расходятся, формируется определенный двойной стандарт, когда одно заявляется на словах, а другое делается на самом деле, ученые говорят о нестабильности развития общества.

Процесс развития общества сопровождается институционализацией – то есть формированием новых отношений и потребностей, приводящих к созданию новых институтов. Американский ученый-социолог XX века Г.Лэнски определил ряд потребностей, которые приводят к образованию новых институтов: Это потребности:

    в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

    в производстве продуктов и услуг;

    в распределении благ;

    в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;

    в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);

    в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).

Для современного общества характерно разрастание и усложнение системы институтов. Одна и та же социальная потребность может порождать существование нескольких институтов, с другой, определенные институты, к примеру семья, могут реализовывать одновременно несколько потребностей: в воспроизводстве, в общении, в безопасности, в производстве услуг, в социализации и т.д.

^ Традиционное общество отличает преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, большинство населения занято именно в аграрном секторе, трудится на земле, живет ее плодами. Главным богатством считается земля и основой воспроизводства общества служит то, что на ней производится. В основном применяются ручные орудия труда (соха, плуг), обновление техники и технологии производства происходит достаточно медленно.

Основным элементом структуры традиционных обществ является земледельческая община, коллектив, распоряжающийся землей. Личность в таком коллективе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой – обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины, «лишение крова и воды». Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.

Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее – стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».

Чешский педагог Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все – и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…»

Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур. Примером подобной «закрытости» может служить многовековое развитие Китая и Японии, для которых было характерно замкнутое, самодостаточное существование и любые контакты с чужеземцами были практически исключены властями. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.

Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.

Безусловно, это обобщенный портрет традиционного общества. Следует точнее сказать, что можно говорить о традиционном обществе как некоем совокупном явлении, включающем черты развития разных народов на определенной стадии, и есть множество различных традиционных обществ: китайское, японское, индийское, западноевропейское, российское и множество иных, несущих на себе отпечаток своей культуры.

Мы прекрасно понимаем, что общество античной Греции и Старовавилонского царства существенно различатются между собой по господствующим формам собственности, степени влияния общинных структур и государства. Если в Греции, Риме развивается частная собственность и начала гражданских прав и свобод, то в обществах восточного типа сильны традиции деспотического правления, подавления человека земледельческой общиной, коллективного характера труда. И, тем не менее, и то, и другое – различные варианты традиционного общества.

Длительное сохранение сельскохозяйственной общины – мира в российской истории, преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, крестьянства в составе населения, совместный труд и коллективное землепользование крестьян-общинников, самодержавная власть, позволяют нам характеризовать и российское общество на протяжении многих веков его развития как традиционное.

Переход к обществу нового типа – индустриальному будет осуществляться достаточно поздно – только во второй половины XIX в.

Нельзя сказать, что это традиционное общество - этап минувший, что все, связанное с традиционными структурами, нормами, сознанием осталось в далеком прошлом. Более того, считая так, мы делаем для себя невозможным ориентацию и понимание многих проблем и явлений современного нам мира. И в наши дни ряд обществ сохраняет черты традиционности, прежде всего в культуре, общественном сознании, политической системе, быту.

Переход от традиционного общества, лишенного динамизма к обществу индустриального типа отражен в таком понятии как модернизация.

На вопрос Назовите взаимосвязи сфер общественной жизни. заданный автором Пособить лучший ответ это так оно и есть, все верно

Ответ от LIBERTA [гуру]
В настоящее время наиболее распространенной и научно обоснованной является точка зрения, согласно которой общество рассматривася как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития
1.Экономическая сфера - система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.
2.Социальная сфера - система социальных отношений, т. е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.
3.Политическая сфера (политико-правовая) - система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.
4.Духовная сфера (духовно-нравственная) - система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения) . Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.


Ответ от Helga [гуру]
Так Вы же сами почти на все ответили! В чем вопрос то?


Ответ от Невролог [гуру]
Поручик Голицын, раздайте патроны,
Корнет Оболенский, налейте вина.
(военная на бытовуху)


Ответ от скоростник [гуру]
Урок не учил, опять 2


Ответ от Dayana [гуру]
Конечно же эономическая сфера тесно связана с политической и никоим образом - с духовной. Социальная сфера взаимосвязана со всеми остальными. Духовная сфера может найти воплощение только в социуме и никак не в политике и экономике. Не согласна, что общество саморегулирующаяся система, не вижу этого на практике. Без духовности в людях, никакими политическими указами и никакими экономическими выплатами не будет преемственности следующим поколениям, что сейчас и наблюдается. Делая ставку на развитие экономики, мы приходим к изменению в политической сфере в угоду потребленчества и наживы, к полнейшей деградации социальной сферы, т. к. социум - это не каждый в отдельности, а взаимодействие всех.. . а мы наблюдаем, как люди превращаются в стадо, которое потребляет и вырождается.. . А все потому, что вопреки многовековым традициям, поставили экономику выше духовности.. . Вот так...


Ответ от SUnset man [гуру]
Экономика-на нравственность.


Ответ от Весна [гуру]
Ученые выделяют четыре сферы общественной жизни.
1)Экономическая сфера: материальное производство и взаимоотношения между людьми, которые возникают в процессе производства материальных благ, обмена (на рынках (биржевых)) , распределения.
2)Социальная сфера: слои населения, классы, нации, народы, взятые в их взаимоотношениях и взаимодействиях друг к другу.
3)Политическая сфера: она включает в себя политику, государства, право, их соотношение и функционирование.
4)Духовная сфера: формы и уровни общественного сознания (мораль, мировоззрение, религия, образование, наука, искусство-всё то, что человечество создало и называется духовной культурой.)
5)Правовое.
Деление на сферы условно. Все четыре сферы тесно между собой взаимосвязаны и дают нам целостную картину о том или ином обществе.


Ответ от Sam Boot [гуру]
Недовольство масс - протесты.
Социальная Сфера - на все остальные разом.


Ответ от Ирина Воронова [новичек]
социал это пофигал


Общество как систему отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех его элементов и подсистем. Точно также как и в природе, все является частью единого комплекса. Такого, что, затронув или уничтожив один из его компонентов, можно поставить под угрозу самое существование природного мира.

Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведем пример из нашего недавнего прошлого. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере духовной культуры.

Рассмотрим более обстоятельно основные понятия и определения, связанные с характеристикой социальных связей и отношений.

Основными типами социальных связей выступают функциональные и причинно-следственные. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой. Проще всего такие связи можно проиллюстрировать на примерах взаимодействия основных сфер жизни общества.

Функциональные связи прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и его отдельными элементами. Например, задача производства жизненных благ неотделима от распределения результатов труда, воспроизводства и социализация человека, осуществления управления и т.д.

И причинно-следственные и функциональные связи всегда реализуются в единстве. Первые можно представить в виде вертикали, так как одно явление предшествует другому во времени. Вторые формируются в один и тот же момент времени.

Для осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных отношений – коммуникаций и соответствующие структуры – социальные институты. Под общественными отношениями понимаются отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества. В соответствии с разделением общества на подсистемы – сферы ученые выделяют экономические, социальные, политические, духовные. К примеру, отношения в сфере распределения материальных благ являются экономическими, отношения в сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных интересов можно назвать политическими.

По своему характеру эти отношения могут быть солидарными (партнерскими), основанными на согласовании интересов сторон, или же конфликтными (конкурентными), когда интересы участников противоположны. Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их элементов остается всегда неизменным.

В структуре любого отношения можно выделить ряд элементов:

Участники (субъекты) отношений;

Значимый для участников объект деятельности;

Потребности (отношения субъект – объект);

Интересы (отношения субъект – субъект);

Ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов).

Характер общественных связей и отношений меняется в процессе общественной эволюции, по мере изменения общества.


Общество как систему отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех его элементов и подсистем. Точно также как и в природе, все является частью единого комплекса. Такого, что, затронув или уничтожив один из его компонентов, можно поставить под угрозу самое существование природного мира.

Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведем пример из нашего недавнего прошлого. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере духовной культуры.

Рассмотрим более обстоятельно основные понятия и определения, связанные с характеристикой социальных связей и отношений.

Основными типами социальных связей выступают функциональные и причинно-следственные. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой. Проще всего такие связи можно проиллюстрировать на примерах взаимодействия основных сфер жизни общества.

Функциональные связи прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и его отдельными элементами. Например, задача производства жизненных благ неотделима от распределения результатов труда, воспроизводства и социализация человека, осуществления управления и т.д.

И причинно-следственные и функциональные связи всегда реализуются в единстве. Первые можно представить в виде вертикали, так как одно явление предшествует другому во времени. Вторые формируются в один и тот же момент времени.

Для осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных отношений – коммуникаций и соответствующие структуры – социальные институты. Под общественными отношениями понимаются отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества. В соответствии с разделением общества на подсистемы – сферы ученые выделяют экономические, социальные, политические, духовные. К примеру, отношения в сфере распределения материальных благ являются экономическими, отношения в сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных интересов можно назвать политическими.

По своему характеру эти отношения могут быть солидарными (партнерскими), основанными на согласовании интересов сторон, или же конфликтными (конкурентными), когда интересы участников противоположны. Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их элементов остается всегда неизменным.

В структуре любого отношения можно выделить ряд элементов:

    участники (субъекты) отношений;

    значимый для участников объект деятельности;

    потребности (отношения субъект – объект);

    интересы (отношения субъект – субъект);

    ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов).

Характер общественных связей и отношений меняется в процессе общественной эволюции, по мере изменения общества.