Старообрядческий митрополит Корнилий: «Мы все — советские люди. Митрополит Корнилий: участие старообрядцев в революции - миф Православной старообрядческой церкви корнилием

Царьград побеседовал с предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием (Титовым), который накануне встречался с российским президентом Владимиром Путиным. Владыка рассказал подробности встречи и высказал мнение, что Россия сейчас нуждается не только в экономическом, но и в духовном импортозамещении. Кроме того, митрополит поддержал передачу Исаакиевского собора Церкви и добавил, что у старообрядческих церквей сегодня остается та же проблема.

Встреча с главой государства

Церковный раскол нанес жесточайший удар по национальному самосознанию, разделение русского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революции 1917 года, отметил в одном из своих первосвятительских слов предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И сегодня, в год столетия революционной катастрофы 1917 года и 350-летия трагического церковного раскола XVII века, особенно важно осознать корни этих разделений.

Владыка, очень важным событием последних недель стала ваша встреча с главой государства Владимиром Путиным. Расскажите, пожалуйста, как прошла встреча, какие вопросы обсуждались?

Несколько дней назад состоялась историческая знаменательная встреча с главой нашего государства, когда впервые официально в Кремле в кабинете президента был прием главы Старообрядческой Церкви.

Мы помним, что в те времена, когда были гонения, советское прошлое, совершенно нельзя было представить, что руководители встречаются с главой Старообрядческой Церкви. И вот сейчас благоприятное время, когда мы можем встретиться, поговорить о наших насущных вопросах, наметить какие-то пути совместного творчества, совместного действия нашего для блага Родины. Для того, чтобы нашу церковь укрепить, помочь, для того чтобы встретить наши знаменательные даты - основной будет 400-летие со дня рождения протопопа Аввакума.

Впервые обсудили такой глобальный вопрос, как переселение русских из зарубежья, и многие-многие другие вопросы, о которых мы сумели с Владимиром Владимировичем поговорить.

Самое главное, я увидел доброе, заинтересованное отношение и государства, и президента к православию, и нас, русских православных людей, которые и находятся сейчас в церкви - в Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Так что я очень благодарен и президенту, и, конечно, Богу, что такая встреча состоялась.

Исаакиевский собор: Церкви надо возвращать

Также обсуждался вопрос возвращения церковной собственности, очень острый и больной для Русской Православной Церкви и для Русской Православной Старообрядческой Церкви. И, конечно, нам очень важно поддерживать друг друга в этом вопросе.

В одном из недавних интервью владыка Корнилий высказался за возвращение Московскому Патриархату Санкт-Петербургского Исаакиевского Собора. Попрошу Вас, владыко, рассказать поподробнее о своей позиции по этому вопросу.

Вероника Иващенко. Фото: Телеканал "Царьград"

Здесь я, может быть, не столько Московский Патриархат поддерживаю, но я поддерживаю нашу Церковь в первую очередь, у нас тоже есть вопросы по возвращению собственности. Слава Богу, я и президента поблагодарил, что в 2010 году было постановление, указ, который говорит о возвращении церковного имущества, в первую очередь церквей, он работает, слава Богу. Есть положительные результаты, но есть еще вопросы, о которых я и сказал президенту - прямо по Москве.

В Москве есть храм в Гавриковом переулке, Старообрядческий. Но, к сожалению, в 1990-е годы он был продан - вот так храм взяли и продали. Сейчас там находится спортивный зал. Несколько раз мы обращались и к московским властям, и к другим. Здесь не смогли найти какое-то приемлемое решение, поскольку сказали, что частная собственность - вот через суды возвращаем. А суды защищают собственность, собственника. Поэтому, конечно, большая надежда на обращение, которое я оставил у президента о помощи. Он, конечно, сказал, что это трудный вопрос. Но я думаю, что власть президента сможет с мэром Москвы Собяниным Сергеем Семёновичем [сделать так], чтобы спортивный зал переместить, где он должен был быть. Для спортивного зала в Москве найдется место, а вот храм должен быть храмом, святое место должно быть святым местом, вне зависимости от того, Московский ли это патриархат, как Исаакиевский Собор, еще несколько храмов. Во Владимире храм у Золотых Ворот - сейчас там находится музей хрусталя. И другие объекты, которые надо возвращать, это справедливо.

Сакральный аспект

Самое главное, что ещё может быть сакральная сторона этого дела, духовная. Ведь когда храм освящается, Господь приставляет своего ангела-хранителя у алтаря этого храма. Как мы в молитве потом говорим - на веки вечные приставлен. То есть если это даже оскверненный храм, все равно благодать там находится, и ангел там находится. Конечно, мы должны понимать, что этому ангелу, как и Господу, неприятно, что спортсмены, как по-простому говорят, друг другу морды бьют. Конечно, это не положено. Это осквернение чувства верующих - тех, кто проходит туда, на этот храм молится, а там внутри безобразие такое…

Мы должны все делать, чтобы храмы возвращались Церкви, как бы это трудно не было. Да, в Питере, можно сказать, это особый город со своим менталитетом, западным, трудно проходит, а в других местах это легче. Поэтому я думаю, с Божией помощью благое настроение и здравомыслие победят, и все-таки храм останется храмом.

Митрополит Корнилий. Фото: Телеканал "Царьград"

Духовное импортозамещение

Русских православных людей, придерживающихся разных богословских традиций, объединяют общие культура и ценности.

Скажите, есть ли возможность взаимодействия нашего в этих вопросах, например, в деле борьбы с абортами или противодействия экспансии чуждой нам культуры? Когда-то Вы даже выступали за общественный контроль над телевидением…

Да. Сейчас, после введения санкций, есть экономическое понятие - импортозамещение. Вот эту борьбу с внедрением западного наполнения, начиная со времен раскола, Петра I особенно, когда попиралось все русское, все духовное, все православное, сейчас нужно, чтобы в это импортозамещение за более чем 300 лет как-то вошел дух, плоть русского человека.

К сожалению, мы часто оглядываемся на Запад, берем оттуда примеры, которые не должно брать нам, православным. Поэтому все, что оттуда негативное берем, конечно, надо отвергать. Потому что Православие само по себе и самодостаточно, и спасительно, и те обычаи, которые пытались и при царе Алексее Михайловиче, и при Никоне внедрять, вспоминаем собор 1666-1667 годов, это же все было насильно, без соборного решения, и поэтому народ протестовал.

Сейчас мы должны в этом импортозамещении возвращаться к своему исконному духовному русскому, спасительному, святому. Конечно, Святая Русь - это тот ориентир, тот компас, к которому надо возвращаться и идти по этому пути. Потому что наш вектор и наша Церковь - мы считаем, что старообрядчество началось со времен апостольских, 20 веков назад. Князь Владимир, как я думаю, это первый старообрядец, полноту Православия принес, потом это, конечно, Сергий Радонежский и плеяда святых. Вот сегодня Макария вспоминаем - потому что они все молились по такому уставу, жили в русском духе, поэтому мы и считаем, что старообрядцы, как бы им трудно не было, все века отстаивали русское, национальное, спасительное - самое главное. Это, конечно, помогает и в борьбе с пороками…

Молиться, чтобы стать людьми Святой Руси

Эти страшные аборты - говорят, Русь Святая, Православная, а какая она православная, если каждые 5 секунд - вот я посчитал - каждые 5 секунд убивается в утробе младенец? Мы говорим, и каждые 5 секунд русское общество теряет своего, может быть, потенциального Кулибина, Менделеева, Пушкина и так далее. Конечно, страшно, что миллионы русских - есть и алкоголизм, и наркомания, и все, что с эти связано негативное - очень многое взяли у Запада. Их этой "либеральной свободы".

Конечно, свобода должна быть, но свобода, как говорит апостол, от греха. Сейчас Великий Пост, об этом очень актуально говорить. И мы готовы призывать и сотрудничать. Недавно собрались все старообрядческие согласия, год назад, и с Московской Патриархией, с другими традиционными конфессиями - мы готовы со всеми этими пороками бороться, принимать свое участие и, самое главное, молиться, чтобы Господь нам дал разум, согласие, мир, долготерпение, и все, что Господь дает, чтобы мы были православными людьми. Людьми Святой Руси.

Материал из сайт

7 марта 2004 г. в Москве, в Покровском кафедральном соборе, преосвященнейший митрополит Андриан (Четвергов) рукоположил диакона Константина в сан иерея. Местом служения ему был определен храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Орехова-Зуева, где он исполнял обязанности второго священника.

21 октября 2004 г. Освященным Собором иерей Константин Титов был избран кандидатом в епископы на Казанско-Вятскую кафедру. 14 марта 2005 г. о. Константин принял иноческий постриг с наречением имени Корнилий.

8 мая 2005 г. в Покровском кафедральном соборе преосвященнейший митрополит Андриан в сослужении епископов Силуяна Новосибирского, Евмения Кишиневского и всея Молдовы и Германа Дальневосточного рукоположил священноинока Корнилия в сан епископа Казанского и Вятского. 21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершен чин возведения владыки Корнилия на Казанскую кафедру.

18 октября 2005 г. Освященный Собор, собравшийся в Москве для выборов нового предстоятеля Церкви вместо упокоившегося митрополита Андриана, избрал епископа Корнилия Митрополитом Московским и всея Руси. Интронизация состоялась в Покровском кафедральном соборе 23 октября 2005 г.

За прошедшие годы митрополит Корнилий рукоположил трех епископов, множество священников, диаконов и чтецов. Каждый год своей архипастырской деятельности владыка посещает практически все епархии Церкви, где проводит епархиальные и приходские собрания, совершает рукоположения, освящает храмы. Немалое внимание митрополит Корнилий уделяет вопросам церковно-общественной жизни, встречаясь с представителями федеральной, региональной и муниципальной властей, общественными и политическими деятелями, учеными, специалистами в области отечественной культуры, истории русской Церкви и старообрядчества. Ежегодно 3 июня в день своего ангела митрополит Корнилий проводит торжественное богослужение в Покровском кафедральном соборе в Москве.

Литература

Календарь РПСЦ. 2011. С.119-12.

Календарь РПСЦ. 2013. С.190.

Сергей Калашников.

Митрополит Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ; с 2005).


Родился в потомственной старообрядческой семье. Окончив 8 классов школы, стал учеником токаря на литейно-механическом заводе, где отработал 35 лет. Во время работы учился в вечерней школе, техникуме и Московском автомеханическом институте, который окончил в 1976. До 1997 работал начальником ОТК завода.

С 1991 - председатель церковного совета старообрядческой общины Орехова-Зуева. Его наставником и учителем был настоятель храма Рожества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуеве иерей Леонтий Пименов.

В 1997, дав обет безбрачия, рукоположен в сан диакона митрополитом Алимпием (Гусевым). В 2004 митрополит Андриан (Четвергов) рукоположил его в сан священника. Служил вторым священником храма Рожества Богородицы в городе Орехово-Зуеве. Избран кандидатом в епископы на Освященном соборе РПСЦ в октябре 2004. Принял иноческий постриг 14 марта 2005.

8 мая 2005 митрополит Андриан в сослужении трех архиереев рукоположил Корнилия в сан епископа на Казанскую и Вятскую епархию.

Избран митрополитом на Освященном соборе 18 октября 2005. Чин настолования состоялся в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище Москвы 23 октября 2005.

Позиционирует себя как сторонник продолжения курса своего прешественника, митрополита Андриана. Вскоре после избрания митрополитом заявил: «Усилия митрополита Андриана, направленные на преодоление изоляции старообрядчества от современной духовной и культурной жизни России, по мере моих сил я буду стараться продолжать. Ведь только так мы можем донести до нашего народа правду об истинной православной вере, не претерпевшей реформ».

В марте 2007 назвал «возможной и своевременной» совместную инициативу Русской православной старообрядческой церкви и министерства культуры России о создании общественного цензурно-надзорного комитета «по контролю за нравственным наполнением произведений и мероприятий учебно-познавательного и развлекательного характера в предназначаемых для детей и подростков сферах печати, театра, эстрады и масс-медиа». Заявил, что в состав комитета должны войти представители всех традиционных религий России, известные писатели, авторитетные деятели культуры и науки, педагоги, военные.

Старообрядцы — православные христиане, не принявшие церковную реформу патриарха Никона и царя Алексея Михайловича — к началу XX века, несмотря на все гонения, составляли почти треть населения Российской империи. Старообрядческое купечество заложило в стране основы предпринимательства, а казаки-староверы состояли в личной охране императора. О том, как староверческие общины встретили трагические события 1917 года, как сложилась жизнь верующих после революции, о мучениках за веру и о том, что сказал Николай II перед отречением от престола, в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Беседовал Алексей Михеев.

Владыка, к концу XIX — началу XX века положение старообрядцев в России заметно улучшилось — стало возможным строить и освящать храмы, старообрядцы и православные были "уравнены в правах". Но существует распространенное мнение, что многие староверы приветствовали революции 1917 года, особенно февральскую — ведь многие попечители храмов, так называемые ктиторы, были из буржуазной среды. Так ли это?

— Нельзя говорить о том, что положение старообрядцев в конце XIX и начале XX (вплоть до 1905 года) претерпевало какие-то значительные улучшения. Наоборот, сохранялась система законов, ущемлявших права старообрядцев. Старообрядческая Церковь не признавалась как централизованная религиозная организация, не признавались старообрядческие общины.

Все это означало, что все старообрядческие молитвенные дома, монастыри, богадельни, принадлежавшие общинам-приходам, созданные на их средства, записывались на частных лиц, что создавало огромные проблемы в жизни общин и Церкви. И что парадоксально, и поныне на эти законы ссылаются в своих решениях российские суды. Так, совсем недавно старообрядческой Церкви было отказано в возвращении здания епархиального управления Санкт-Петербургской и Тверской епархии (Чубыкинская богадельня) со ссылкой на законодательство XIX века, когда такие здания были оформлены на частных лиц.

Старообрядцам не разрешалось быть преподавателями в существующих государственных городских и общественных школах, какого бы типа они ни были. Не допускалось, чтобы старообрядцы занимали какие-либо государственные и общественные должности, особенно военные.

Даже наоборот, властью принимались указы и законы, еще более стеснявшие их положение. Так, в 1900 году Особое совещание при кабинете министров постановило: "От всех старообрядческих архиереев отобрать подписки в том, что они обязуются не именоваться архиерейскими титулами, не совершать не дозволенных им законом служений и действий". Отказавшихся дать такую подписку старообрядческих священнослужителей отправляли в ссылку, что и произошло, например, со святителем Ярославским Иринархом (Лапшиным). Несмотря ни на какие угрозы, он открыто отказался дать подписку об отречении от епископского сана. Вскоре владыка был арестован и 7 июля 1901 года решением властей был административно выслан из села Елохино Ярославской губернии в Нижний Новгород под надзор полиции. Вскоре — через девять месяцев — владыка скончался.

Лишь указ государя Николая II "Об укреплении начал веротерпимости" стал отправной точкой в улучшении положения старообрядцев. Этот указ позволил, в частности, распечатать алтари храмов старообрядческого духовного центра, что на Рогожском, которые были закрыты решением властей в течение 50 лет.

Что касается участия старообрядцев в организации каких-либо революционных выступлений, то это не более чем недобросовестный миф. Несмотря на то что многие старообрядческие предприниматели были сторонниками развития религиозных и экономических свобод, никто из них не участвовал в подготовке революций и тем более вооруженных восстаний.

Более того, когда представители Государственной Думы Гучков и Шульгин прибыли в ставку Николая и потребовали отречения от престола, вся охрана царя, состоявшая из казаков-староверов, умоляла его не отрекаться. Русские богатыри, прошедшие не одну войну, со слезами на глазах упали на колени и молили царя остаться. Очевидцы события передают, что последними словами царя перед отречением было: "Мне не простят старообрядцы, что я изменил своей клятве".

Как встретила революцию Русская православная церковь известно -на Поместном соборе она возродила патриаршество. А старообрядцы? Мы знаем, что еще до февральского переворота под влиянием пропаганды и усталости населения от войны начались еврейские погромы, поджоги храмов, расправы над духовенством. Насколько чувствовали на себе старообрядцы приближение грядущих испытаний?

— В Москве, Петербурге и других городах весной и летом 1917 года прошли десятки больших и малых собраний старообрядческих согласий. Общими усилиями был создан Организационный комитет московских старообрядцев всех согласий, который выступил в мае 1917-го с объединенной программой политических и духовных преобразований. Предлагалось созвать Учредительное собрание, которое бы установило форму правления и федеративное устройство будущего Российского государства, уравняло в правах все исповедания и приняло закон об отделении Церкви от государства. В качестве основы государства старообрядцы предлагали так называемую народоправскую (республиканскую) форму правления по образцам древнерусских республик Пскова и Великого Новгорода. Старообрядческие общества также высказались за возвращение столицы из Петрограда в Москву.

Также была высказана поддержка Временного правительства в ожидании созыва главного конституционного органа России — Учредительного собрания, "которое установит незыблемые начала основам твердой власти, закрепит обещанные свободы и успокоит страну".

Надо отметить, что среди делегатов Учредительного собрания были и представители старообрядчества. К сожалению, большевики насильственным образом прервали деятельность этого важного государственного органа, который должен был проложить путь к миру и общественному согласию в нашей стране.

Какие перемены в жизни староверов наступили после октябрьского переворота? Известно, что, например, практически до середины 1920-х годов власти не притесняли баптистов. А старообрядцев?

Гонения на старообрядческую Церковь развернулись не в 20-е годы, а еще раньше, в первые же месяцы после революции. Подписанный Лениным 23 января 1918 года Декрет Совета народных комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" лишал религиозные объединения права на собственность и образование юридического лица. Особую опасность для старообрядческой Церкви представляла 13-я статья декрета: "Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ".

В отличие от синодальной Церкви, церковные здания которой (монастыри, храмы, часовни и пр.) изначально создавались как специализированные культовые сооружения, множество старообрядческих храмов и моленных (особенно возведенных до 1905 года) были построены как неотъемлемая часть частных владений и даже жилых помещений.

Из 46 официально зарегистрированных старообрядческих храмов и моленных Москвы в 1917 году только 16 представляли собой отдельные здания. Остальные, включая существенное число незарегистрированных моленных и храмов, определялись властями как "домовые", частные, следовательно, подлежащие немедленной ликвидации.

Эта судьба постигла многие старообрядческие храмы и монастыри в первые же годы советской власти.

Как старообрядцы пережили Гражданскую войну и первые всплески атеистического насилия? Многие ли из них покинули страну? Как сложилась их жизнь в эмиграции и какова была судьба тех, кто остался? Как отразились на них Великая Отечественная война, хрущевские гонения, притеснения начала 80-х годов?

— В годы Гражданской войны многие старообрядцы выступили против безбожной большевистской диктатуры. Среди них был и герой Первой мировой войны Козьма Крючков. Его присутствие в рядах казаков было лучшей агитацией для добровольцев. В конце августа 1919 года Козьма погиб в бою под селом Лопуховки Саратовской губернии. Он был похоронен на кладбище родного хутора.

Легендами овеяно имя другого казака — старообрядческого священника 1-го Уральского сводного полка Мокия Кабаева, благословлявшего казачьи полки на борьбу с безбожным режимом. После окончания Гражданской войны он отказался покинуть родную землю, был арестован и расстрелян большевиками в 1921 году. Ныне Мокий Кабаев почитается южноуральским казачеством как местночтимый святой.

Иначе сложилась судьба иерея Иоанна Кудрина, официально занимавшего должность главного старообрядческого священника армии и флота верховного правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака. После Гражданской войны он эмигрировал за границу, где в Китае и Австралии основал ряд старообрядческих приходов, некоторые из которых существуют и в наши дни. Среди них храм святых апостолов Петра и Павла в Сиднее.

Многие старообрядцы были вынуждены уехать из России в Европу, Австралию и Северную Америку. Среди известных старообрядцев эмигрантов можно назвать такие имена как банкир, фабрикант, основатель русского культурного общества "Икона" в Париже Владимир Павлович Рябушинский, основатель волжского пароходного общества известный благотворитель Дмитрий Васильевич Сироткин, основатель российского музея народного искусства Сергей Тимофеевич Морозов.

Несмотря на то что в годы Великой Отечественной войны старообрядцы все как один встали на защиту Родины, власти не торопились освободить старообрядческую Церковь от атеистического гнёта. Единственной уступкой в этот период стало разрешение на издание церковного календаря, который увидел свет в 1946 году. В последующие годы проводилась политика замалчивания в отношении старообрядчества, его медленного удушения, которая выражалась не столько в репрессиях, сколько в постоянном административном контроле, давлении, ограничении возможностей, создании препятствий для иерархического развития. Такая ситуация сохранялась вплоть до 1988 года.

РПЦ канонизировала огромное количество новомучеников — жертв советских репрессий, пострадавших за веру. А были ли такие мученики у старообрядцев?

— Несомненно, большое число старообрядцев было репрессировано, и из них немало тех, кто пострадал за свои религиозные убеждения, за веру.

Типичными для эпохи были преследование и мученическая кончина епископа Харьковского и Киевского Рафаила (Воропаева). Несмотря на предупреждение о грядущем аресте, слежку и угрозы, владыка продолжал церковное служение и отказался скрыться от властей, не желая оставить свое церковное стадо. Он был арестован 8 октября 1937 года и обвинен в антисоветской деятельности. Всего через несколько дней после начала процесса был вынесен приговор, в котором говорилось, что епископ якобы восхвалял фашистский строй в Германии и "высказывал со¬жаление по поводу расстрела фашистских шпионов Тухачевского, Якира". 24 октября 1937 года владыка Рафаил был расстрелян.

Один из ближайших сподвижников епископа Рафаила настоятель киевского Успенского храма иерей Феодор Торлин был расстрелян в декабре 1937 года.

В 2001 году Освященный Собор РПСЦ благословил почитание епископа Харьковского и Киевского Рафаила как местночтимого святого.

Также мученический венец приняли епископы Иркутско-Амурский Афанасий (Федотов) и Томский и Алтайский Тихон (Сухов). Из справки КГБ Бурятской АССР от 31 мая 1990 года видно, что владыка Афанасий решением НКВД от 1938 года был приговорен к высшей мере наказания по статье 58 за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Приговор был приведен в исполнение 18 апреля 1938 года.

В этом же году, приняв мученическую кончину, преставился ко Господу епископ Томский и Алтайский Тихон.

В застенках НКВД был зверски замучен и предстоятель старообрядческой Церкви местоблюститель Московского архиепископского престола владыка Викентий (Никитин). Вечером 5 марта 1938 года владыка Викентий был арестован у себя на квартире. Его доставили во внутреннюю тюрьму НКВД на Лубянской площади. Через несколько дней его перевели в Бутырскую тюрьму, а оттуда — в Лефортовскую. Здесь, в медсанчасти, после очередного допроса святитель скончался ночью 13 апреля. Тело его увезли в крематорий Донского кладбища, а прах захоронили в общей могиле.

Информационно-издательским отделом Русской православной старообрядческой церкви издана книга "Пути Русской Голгофы". Эта книга стала первым опытом издания, посвященного периоду гонений на старообрядчество в XX веке. В книге опубликованы жизнеописания прославленных нашей Церковью подвижников, биографические очерки, статьи, посвященные судьбам храмов и монастырей, воспоминания очевидцев и многие другие материалы, касающиеся темы гонений на старообрядческую Церковь в 30-40-е годы.

- Пострадала ли ваша семья от религиозных гонений в советское время?

— Мне кажется, что во времена атеистической разрухи и террора пострадали все семьи, члены которых были верующими людьми.

Поскольку мои предки были испокон веков старообрядцами, то, несомненно, для них было мучительно больно видеть, как разоряли храмы, оскверняли святыни, издевались над верующими и лишали жизни священников, а затем жестоко преследовали членов семей священнослужителей. Об этом рассказывали мои близкие. Мой дед, Константин Гаврилович Титов, до революции был певцом старообрядческой общины при Морозовской мануфактуре города Орехово-Зуево Московской области. Он рано умер в конце 30-х годов и очевидно, что причиной смерти его были гонения на Церковь в это время.

В нашем доме и у соседей-старообрядцев было много икон и церковных книг, но все это богатство приходилось постоянно прятать от посторонних глаз, чтобы не навлечь беду от безбожных властей. Вообще об атеистических гонениях в моей семье говорили мало, опасаясь доносов и притеснений.

Несколько старообрядческих церквей в нашем городе закрыли, передав их под оскверняющие святыню заведения. В детстве я с бабушкой с опаской ходил переулками в моленную, которую власти именовали "Черный тупик", затем и ее разорили и сожгли при городской застройке. Слава Богу, эти печальные времена окончились и хочется надеяться, что никогда это не повторится.