Почему школьники не хотят учить русский. Битва за образование, или Почему современные дети не хотят учиться? причина, – конфликт ные ситуации

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Около половины российских учеников не хотят учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал РИА Новости президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. С какими трудностями сталкиваются школьники, как вернуть ребенку мотивацию к обучению и привить самостоятельность, рассказали РИА Новости эксперты накануне Дня ребенка, который отмечается 20 ноября.

Мам, а выходные скоро?

Мама второклассника, учащегося подмосковной средней школы, Мария Ремпель не ожидала, что у ее восьмилетнего сына Марка могут возникнуть проблемы с учебой. Сама она училась в школе на "отлично", Марк же пока не может похвастаться такими успехами. Первую четверть второго учебного года мальчик окончил с одной тройкой по русскому языку.

"Он так не любит школу, что каждый день спрашивает меня, когда же будут выходные", — рассказала Ремпель РИА Новости.

По мнению родительницы, у сына нет желания учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать. "Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать, чему научились дома с родителями", — сказала она.

Кроме того, по словам Ремпель, в школьных учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже не каждый взрослый человек. "И родителям второклассника приходится решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете или по телефону", — отметила Ремпель. В итоге получается, что выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами родители.

Учиться, учиться, учиться

Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.

"Получается, что ребенку неудобно, некомфортно от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то ему тоже некомфортно, потому что устает", — пояснила она.

Голенок отметила, что загруженность учителей, связанная с недостатками базового планирования, проецируется на учеников. "Программа сделана так, что на предмет выделяется иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем психологическим правилам вообще не должен быть: знания не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка", — считает учитель.

Директор физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" Максим Пратусевич согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

"Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это делать", — сказал Пратусевич.

Чему учат в школе?

Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало индивидуального подхода к каждому ученику.

"Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса", — сказал Кузнецов.

По его словам, часто ребенок не хочет ходить в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться и покрасоваться перед сверстниками. "Мы не любим предмет, учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50% детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают, что учитель им не нравится", — отметил психолог.

По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. "И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям", — заметил он.

Правильная помощь

Психолог дал несколько практических советов родителям, которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего, родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. "Если ребенку учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая к дому", — рекомендует Кузнецов.

Если не удается найти хорошего учителя, можно перевести ребенка на домашнее обучение. "По новому закону об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу, пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать контрольные", — пояснил психолог, отметив, что его дети, например, уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.

Обучение дома экономит много времени и воспитывает у ребенка самостоятельность. "Если ребенок умеет читать, он может самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки в интернете", — сказал Кузнецов.

Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера. Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий, к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.

"Родители не понимают, каким образом можно помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться от компьютера и по пять часов делают за них уроки. В результате ребенок привыкает и говорит: "Мам, уже поздно, а ты не могла бы за меня физику сделать?!" У ребенка формируется такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше тупить и поменьше делать", — пояснил Кузнецов.

Психолог отметил, что примерно у 20% детей имеется синдром дефицита внимания. "Поэтому еще один совет: детей нужно учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками до посинения", — сказал он. Для контроля времени труда и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные часы.

В младших классах обязательно нужно приучать ребенка к чтению. "Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь от большинства проблем в образовании", — считает психолог. Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес к тому, что ребенок читает вам вслух. "У нас обычно очень мало времени, чтобы слышать ребенка. Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется", — добавил Кузнецов.

Иногда важно купить учебники за предыдущий класс и провести диагностику и определить тот уровень, с которым ребенок справляется на "отлично". "И сказать ребенку: все, дома мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно в классе", — сказал психолог.

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражайться, если он что-то не понимает. "Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка", — заключил Кузнецов.



Большинство - 22 % - читателей блога, которые приняли участие в опросе, считают главной причиной нежелания учиться лень.

И они правы! Только речь в данном случае идёт не об обыкновенной лени, а об умственной. Почему ученик заболевает умственной ленью? Потому что процесс учебы должен вызывать у школьника радость и чувство удовлетворения собственными результатами. Умственные же лентяи не испытывают этого. Отсюда и снижение интереса к учёбе.

Очень часто умственная лень начинается с неумения учиться. Уметь учиться – это не значит только уметь писать, считать, читать. Уметь учиться – это уметь распределять свое время, выделять учебную задачу, владеть своим вниманием. Не умея учиться, ученик плохо усваивает материал, медленно продвигается в обучении. Но хуже всего другое. «Неумение трудиться, - писал В. А. Сухомлинский, - порождает нежелание, нежелание – лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становится все крепче, и разрывать его все труднее».

Как избавиться от умственной лени? Расставлять в своей жизни приоритеты (что для тебя важнее – просидеть целый день в Интернете или сначала сделать уроки?), развивать силу воли (она вам пригодится в разных жизненных ситуациях!), подбадривать себя, хвалить за даже за самую маленькую победу над собственной ленью.


Другие 22 % утверждают, что школьники не хотят учиться из-за слишком большой учебной нагрузки.

Согласна, в российских школах действительно большая нагрузка для учеников. Взять, к примеру, мой 9А класс. В этом учебном году у ребят 15 учебных предметов! Некоторые предметы изучаются 3-4 раза в неделю. В день у ребят по 7-8 уроков вместе с факультативами. Можно представить, сколько времени тратят добросовестные ученики моего класса на выполнение домашнего задания! Конечно, не все способны выдержать такую напряжённую школьную жизнь. Такая перегрузка может привести к эмоциональным проблемам, хронической усталости и сложностям в школе.

Как быть в этой ситуации? Правильно организовывать свой рабочий день. Обязательно отдыхать! Чередовать умственную деятельность с физической.

17 % опрошенных считает, что современные школьники не хотят учиться, так как они не задумываются о будущем, живут одним днём.

Действительно, многие подростки беспечны, они не задаются вопросом "ЗАЧЕМ жить?". А между прочим, из этого вопроса проистекают все прочие - более простые: чем заниматься, с кем общаться, чему учиться и к чему стремиться.

Что делать? Задумываться о смысле собственной жизни. Планировать, ставить в жизни цели и стремиться к их достижению, чтобы в старости не сожалеть об упущенных возможностях и времени.

14 % считают, что в школе неинтересно и скучно.

Но давайте разберёмся: разве в этом виновата школа? Интерес прячется не в делах, не в занятиях, а в нас самих. Что умеем делать хорошо – то и любим. Чего не умеем – того и не любим. В учении – то же самое. Отчего неорганизованность, «слабая воля», «не хочу», «не могу», «не люблю» и прочее? Да не получается у нас в той степени, как нам хотелось бы, вот и все! Запустили, пропустили – тысячи причин можно найти, но в основе всегда будет одно: не получается. Потому и скучно. А коли скучно, то и лень и бессилие.

Неинтересно потому, что не занимаешься, а не занимаешься потому, что неинтересно. Получается замкнутый круг! И до тех пор, пока не преодолеешь этот «порочный круг», настоящего учения не будет.

Как быть? Серьёзные проблемы нельзя обходить, их надо решать.

9 % утверждают, что то, чему учат в школе - в жизни не пригодится.

Отчасти соглашусь: школьники получают массу специализированных знаний, но важные вещи, без которых невозможна социализация, часто остаются за бортом.

Но на самом деле, никогда не знаешь, какие знания тебе могут пригодиться в будущей жизни. И в школе далеко не всё так ужасно. Там есть прекрасные друзья и замечательные педагоги, которые могут научить вас многому.

Запомните: лишних знаний не бывает! Развивайтесь всесторонне, ведь неизвестно, какие сюрпризы преподнесёт нам жизнь и каких знаний и умений потребует она от нас!

6 % видят причину потери интереса и желания учиться в том, что школа - это принудиловка.

Возможно, для кого-то и принудиловка! Но как без школы-то? Может, стоит просто изменить своё отношение к школе, попытаться найти в ней что-то полезное и интересное для себя. Ну а если вы не можете этого сделать, значит, вы - умственный лентяй!

Что делать? Смотри первый пункт!

Другие 6 % уверены, что молодое поколение не испытывает тягу к знаниям, так как деградирует.

Да, многие ученики к моменту окончания школы не знают самых элементарных вещей. В простеньком диктанте на страницу ухитряются делать десятки ошибок, не знают правил сложения дробей, не могут ответить на вопрос о том, когда началась Великая Отечественная война. В каждом последующем поколении учеников число труднообучаемых становится всё больше, чем в предыдущем. А примерные ученики становятся изгоями. Это весьма печальные факты. Но всё-таки деградация - это скорее не причина, а следствие. И речь здесь должна идти не только о школьниках, но и о нашем обществе в целом.

Что нужно делать? Постоянно заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, самовоспитанием. Ведь, по сути, саморазвитие - это путь, по которому должен пройти человек в своей жизни.

Приветствую, с вами снова Оксана Манойло со злободневной темой - что делать если ребёнок не хочет учиться. Пожалуй, никогда так часто в отчаянии родители не заваливали интернет-поисковики вопросами на тему «почему ребёнок не хочет учиться », как в наши дни. Чем дальше, тем чаще и безысходнее.

Расскажу в этой статье секреты из своего опыта. Как сохранить здоровье физическое и психическое. Свое, и своего ребенка. Как сохранить мир в семье и в школе.

Ребенок не хочет учиться в школе или война миров!

У большинства из нас, родителей, сладкая иллюзорная картинка, где любимый уже подросший малыш дарит букет цветов первой учительнице, потом с жаром тянет руку на уроках, а дома старательно выводит буквы в домашнем задании. Но все это разбивается о реальность, в которой любимое чадо буквально с первых дней заявляет: «Я туда больше не пойду и делать ничего не буду!»

Не, ну не то, чтоб мы не ожидали того, что будет не всегда гладко. Но «не всегда» и «полностью не гладко» это вполне себе ощутимые по различию вещи.

И что делать? Как быть? Мы спокойно упорствуем ровно до того момента, пока не приходит холодное понимание, что он не шутит, он не ленится, ему просто тупо плохо там.

Тогда мы в начинающейся лёгкой внутренней панике бежим выяснять, всё ли нормально в адаптации, в отношениях с учителем, в отношениях с одноклассниками. И впадаем ещё в больший ступор, потому как в подавляющем большинстве случаев по этим пунктам всё приемлемо. А что тогда?


И вот тогда картина маслом: понятно, что вообще ничего не понятно. Но горячо любимый человек вдруг превращается в существо, готовое чуть ли не войной отстаивать своё право ничего «школьного» не делать, а то и вообще туда не идти.

Кто-то из детей уходит в «теневую оборону». И раз за разом обостряя или чуть ли не еженедельно сваливаясь с пресловутыми ОРЗ-ОРВИ, чтобы остаться дома - в войне все средства хороши.

Кто-то воюет открыто, саботируя, игнорируя, провоцируя, в целом демонстрируя уверенность в своей правоте и отстаивая своё право… Право на что?

Мы знаем, что наши дети вовсе не глупы, мы знаем их сильные и слабые стороны. Но вот такое небывалое сопротивление не может не навести нас на о том, что и вправду что-то не так. Вот о том, что именно не так, как с этим «не так» взаимодействовать, чего ждать и так далее, мы сегодня и поговорим.

Почему ребенок не хочет учиться? - страшная правда!

Давайте будем честны сами с собой. Единицы из нас безоговорочно любили школу и обожали учиться. На глаза как-то попались воспоминания о школьном детстве людей, которых считали видными умами времён советского социализма. Среди них и учёные-физики и крупные специалисты в области строительства электростанций, и другие не менее выдающиеся личности уже в почтенном возрасте.

Одни вспоминали, как учитель запирал их в кабинете для того, чтоб выполнялось домашнее задание. А они при помощи друзей вылезали через форточку и бежали играть в футбол или лапту. Не смотря на то, что знали о неминуемом жёстком наказании потом.

Другие с теплотой и смехом вспоминали, как тёмным утром проворачивали аферу с лампочками, вставляя в патроны освещения мокрые бумажки. Бумажки постепенно высыхали, контакт прерывался. Лампочки прекращали гореть и урок, особенно пасмурными зимними днями, проводить было невозможно.

Поэтому очевидно, что если вы думаете, что процесс обучения в школе может быть обожаемым, то вы себе врёте! И старательно забыли о том, как это было у вас. Хорошо, не нравится, но что же делать?

Что делать, если ребёнок не хочет учиться? Обязанность получить аттестат о среднем образовании закреплена нынче за каждым гражданином государства. И именно родителю будет административное «а-та-та», если его ребёнок аттестат не получит. А с другой стороны – не тащить же волоком?


Один против всех!

Сейчас коснёмся того момента почему раньше случаи противоборства школьной системе были единичны. А сейчас носят массовый характер. Ответ прост. Мы растим уже совершенно других детей. Они тотально и безоговорочно не похожи уже даже на нас – их родителей. Что уж говорить о предыдущем поколении, о наших родителях.

Для бабушек-дедушек этот феномен и вовсе несовместим с понятием нормальной реальности. Таким образом, порождается страшная ситуация. Когда все – родители, бабушки, дедушки, школа находятся на одной стороне баррикад. А ребёнок - один против всех – на другой. Отчаянный, но не сломленный. Пока.

Особенность новых детей заключается в их обострённом чувстве собственного достоинства, в качественной самооценке и в нежелании кривить Душой. Интересно, что как раз «провокаторы» не те дети, которым в школе страшно, может быть унизительно, нет.

Многие родители выражают опасения, мол, это бесхарактерность даёт такую реакцию на даже небольшое давление. Куда там! Сломаться и плыть по течению куда проще, чем противостоять! Тем более, когда ты маленький, а система большая и, кажется, все против тебя.


Почти всегда бунтари - это яркие, активные ребята. Эрудированные, разносторонние в общении, возможно непризнанные во дворе, либо независимые одиночки. Специалисты характеризуют их как «умный, но учиться не хочет.»

Эти дети рубят правду с плеча, не заискивают перед авторитетами, задают неуместные И делают выводы о действительности по тем фактам, которые сами видят и чувствуют, а не по тому, что им пытаются «всучить».

Что школа фактически запрещает ставить собственные и достигать их, навязывая свои. Что школа крадёт время у по-настоящему интересного, и так далее. Вы всё ещё удивляетесь тому, что ребёнок не хочет учиться ?

И если раньше мы воспринимали это как данность, как необходимость «просто пережить», потому, что все так живут. То современные наделены хорошим таким здоровым эгоизмом, который запрещает им врать прежде всего самим себе.


Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться в школе? Родителю, если он желает разобраться в этой ситуации и хоть как-то выплыть в «нейтральные воды» во взаимодействии с собственным ребёнком и с этим вопросом, необходимо тоже перестать себе врать! Врать про то, что у ребёнка должно присутствовать неминуемое стремление ходить в школу, чтобы в ней учиться. Дети туда хотеть ходить из-за этого не могут, поймите и примите уже как-нибудь.

Социализация – да, возможно. Некоторые психологи вполне лояльные к школе всё равно сходятся во мнении, что первые два-три школьных года только для адаптации и социализации и пригодны. И серьёзно научать чему-либо детей в это время не имеет большого смысла. Но и то, что для социализации школа просто необходима – это миф.

Просто признайте, лучше вслух, что вы понимаете чувства своего ребенка! А дальше уже можно садиться и сообща думать вместе что именно делать дальше.

Что же все-таки делать, если ребенок не хочет учиться в школе? - мой главный секрет

Для начала нужно для тех, кто не в курсе, просто знать, что есть альтернативы . Экстернат, домашнее или семейное обучение, вальдорф. Все они отлично себя зарекомендовали. Исчерпывающую информацию об особенностях и нюансах той или иной альтернативной системы образования можно легко найти в интернете. А так же связаться с «бывалыми», кто уже «плавал-знает». Мои дети, например, учатся на семейном образовании дома.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Многих из тех, кто вроде бы и согласен на альтернативу смущает больше не тот факт, что нужно будет более прицельно уделять время учёбе ребёнка. (Хотя сведущие говорят, что по факту и ничуть не более прицельно, кто как воспринимает). А то, что ужасно то, что у ребёнка появится тонна свободного времени!


Между тем, это нормально при домашнем обучении. И сюрпризом для таких ужасающихся родителей может стать то, что вообще-то ценным моментом в развитии личности ребёнка могут стать и сложные компьютерные игры и ощутимо длинные телефонные разговоры. И многочасовое слушание музыки и даже «не те» друзья.

Это опыт, представьте себе. И ребёнок имеет на него право. Что делать, если ребенок не хочет учиться? Что бы ни было, основополагающим всегда будет пример родителей! Именно глядя на то, ребёнок сделает правильные выводы обо всём, но жить и пробовать он должен сам.

Миф о «ничего-не-делании»

Второй момент, который обычно непреодолимым контраргументом вываливается супротив альтернативному образованию, звучит как практически истеричное: «Но он же ничего не будет делать!».

Это очередной миф, засевший в головах поколения, пережившего насилие традиционным образованием и мечтавшего в детстве: «Эх, скорее б вырасти и ничегошеньки не делать из этой надоевшей учёбы!»

Между тем, жажда познания – мощнейшая природная сила, заложенная на генетическом уровне. В детском возрасте она особенно ярко проявлена. Что же делать, если ребенок не хочет учиться? И вот парадокс заключается в том, что если на ребёнка не давить, объяснять перспективы, мотивировать, давать выбор и позволять нести ответственность, он будет охотно познавать новое.

Поначалу, возможно, он и будет проявлять и ничегонеделание. Если к тому моменту немало обжёгся на традиционной школьной диктатуре, но только для того, чтоб заручиться спокойствием, что нет. Что теперь действительно всё по-другому. Но потом, расслабившись и сняв оборону, непременно начнёт учиться, познавать. Он просто не сможет этого не сделать.

Что делать если альтернативное обучение неприемлемо?

Если по каким-то причинам альтернативное образование для сейчас неприемлемо, то нужно разработать тактику и концепции, без этого никак, ведь вы теперь уже заодно.


Что делать, если ребенок не хочет учиться? Во-первых, все ведущие психологи на сегодняшний день, говорят о том, что если делать неукоснительно все современные школьные задания, можно заработать проблемы с психикой.

И грустно и смешно от того, что в крупных успешных компаниях от сотрудников требуют, наоборот, из общей массы дел выделить важные, актуальные на данный момент, основополагающие и неотложные, «забив» на всё остальное. Это именуется оптимизацией и креативностью. Школа же учит ровно противоположному.

Если ребенок не хочет учиться, что делать? - советы бывалых

Успешны не те, кто всё знает, а те, кто знает, где искать и как соответствовать. Успешен психически стабильный человек, жизнерадостный и самообучаемый. И вот именно понятие успешности как раз и нужно качественно разъяснить ребёнку. Нужно объяснить ребёнку выгоду успешности, сделать её мотивацией.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Обязательно знать, что для того, чтобы быть успешным в классе, нужно с пониманием относиться к труду учителя.

Важен момент именно чувствования, что человек тоже может быть несчастен, заложником обстоятельств, раз выражает недовольство. Но ни в коем случае это не должно перетекать в заискивание или не попирание своих интересов.


Просто иногда для поддержания хорошего «имиджа» нужно поднапрячься и сделать хорошую объёмную работу, чтобы успокоить неусыпный учительский контроль. Нужно прочесть хотя бы на перемене параграф и вовремя поднять руку. Поусердствовать на контрольной, между делом выполнить (да даже если и списать!) домашнее задание.

И вот реально таким образом по крайней мере в средних классах можно учиться не наматывая ни себе ни педагогам нервы на кулак. Это не иллюзия образования, это тот самый баланс, когда не пересекаются ничьи границы. И это, в общем-то, неплохой вариант, чтоб всем участникам школьной эпопеи сохранить себя.

Оставьте свои страхи при себе!

Тем, кого не устроил предыдущий абзац, предлагаю задать себе вопрос, а чего вы, собственно, боитесь? Вырастить невежду? Обнаружить свою непримиримость к тройкам? Боитесь то, что будете мямлить, пытаясь смягчить пилюлю «несоответствия» вашего ребёнка школьным идеалам в разговоре с другими людьми?

Так будьте честны и не прикрывайте в виде внутричерепных тараканов разговорами о важности школьного образования для дальнейшего жизненного успеха ребёнка.

Ребенок-подросток не хочет учиться - может это здорово?

Будьте честны с ребёнком и с самим собой. Держите для собственного самообладания в памяти суровые примеры реальности. Где отличники и «заучки» работают официантами в «МакДоналдс». А свободолюбивые независимые «троечники» благодаря своей нешаблонности, создают новые бизнес-ниши. И неплохо , радуясь жизни.


Образование не гарантирует успешность и правда именно в этом. Ищите с ребёнком компромиссы. Может быть в виде договорённости. Например, что он выбирает направление, которое ему интересно и в котором он сам качественно будет заниматься. А за это вы поможете ему «проскочить» в других.

Что еще делать, если ребенок не хочет учиться? Всем нам очень важно сейчас учиться у наших детей этому самому здоровому эгоизму. Обретать навык перекладывать на них часть ответственности за их же жизнь. Верьте в своего ребёнка. Любите своего ребёнка. Каждую минуту помните о том, что школа – это не сама жизнь, а только лишь маленькая её часть.

Они не только справятся, но и превзойдут нас во всём, не сомневайтесь! Ведь новый, добрый, яркий мир, который рождается сейчас буквально на наших глазах – их мир, и они знают как лучше. И если ребенок не хочет учиться, то только потому, что эти «знания» не соответствуют его новому миру. Что делать если ребёнок не хочет учиться? Помочь ему!

Друзья, если вам понравилась статья, что делать, если ребенок не хочет учиться, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.

Я, Манойло Оксана - практикующий целитель, коуч, духовный тренер. Сейчас вы на моем сайте.

Закажите у меня вашу диагностику по фото. Я расскажу о вас, о причинах ваших проблем и подскажу наилучшие пути выхода из ситуации.

Ваши дети всегда с удовольствием идут в школу? Или порой вам все-таки приходится их заставлять? Нежелание ребенка идти в школу может быть вызвано разными причинами и выражаться в различных формах. Как распознать, что школьник испытывает трудности, связанные с обучением, и как помочь ему справиться с этими трудностями? Об этом поговорим сегодня.

Основные причины и формы отказа от учебы

Нежелание учиться и посещать школьные занятия может выражаться в различных формах. Конечно, ребенок может напрямую заявить родителям, что не хочет этого, но, как правило, так поступают только ученики младших классов, да и то не часто. Чаще всего нежелание учиться можно распознать по следующим признакам:

  1. Ребенок часто болеет. Здесь важно не спутать реакцию протеста со слабым здоровьем. О том, что ученик просто не желает посещать школу, будут свидетельствовать частые болезни (например, болит голова, живот, ребенок постоянно простужается), которые не были характерны для него ранее; усиление симптоматики в учебные дни и улучшение состояния в свободное от учебы время. Важно учесть, что ребенок не притворяется и не придумывает себе болезни – это своеобразная реакция его психики и организма на нежеланную ситуацию.
  2. Ребенок стал замкнутым, подавленным и необщительным или агрессивным и вспыльчивым. Делая то, что ему делать совсем не хочется, ученик будет выдавать эмоциональные реакции, которые ранее были ему несвойственны (например, гнев или замкнутость). Он может винить родителей в том, что его заставляют ходить в школу, и на этом фоне начать общаться с ними неподобающим образом (ругаться, грубить и т.д.) или перестать общаться вовсе (отделываться односложными ответами, никогда не заводить разговор первым и пр.). Также на подобное поведение могут жаловаться учителя.
  3. Ребенок прогуливает занятия. Школьник придумывает различные причины, чтобы не ходить в школу, лжет родителям и учителям, систематически не посещает занятия. Как правило, о частых прогулах родителям сообщают педагоги.

Вот основные причины, по которым ребенок может избегать учебу:

  • Проблемы с учителем
  • Проблемы с одноклассниками
  • Проблемы в обучении
  • Скука и отсутствие интереса
  • Непонимание необходимости учиться
  • Неготовность обучаться в школе
  • Страхи

Проблемы с учителем

Не секрет, что школьные учителя часто выбирают себе наиболее и наименее любимых учеников. Эта «нелюбовь» педагога к ребенку, предъявление неадекватных требований или чрезмерная критика могут обуславливать нежелание школьника ходить на занятия к такому учителю.

Как распознать

Ребенок становится замкнутым и избегает вопросов о занятиях с данным учителем, прямо отказываться ходить на уроки с ним, ругает педагога и нелестно отзывается о нем. Уловить наличие конфликта можно и в прямом контакте ребенка и учителя, наблюдать который можно после занятий, когда Вы забираете ребенка, или на общем родительском собрании.

Что делать

В данном случае необходимо:

  1. Выяснить причину конфликта, поговорив и с ребенком, и с педагогом.
  2. Обсудить со школьником этот конфликт. Важно показать ему, что учитель – это авторитетная фигура, к мнению которой следует прислушаться.
  3. Поговорить с педагогом. Попросить его более лояльно относиться к ребенку, не выказывать излишней критики или использовать более мягкий стиль преподавания (в зависимости от причины конфликта).
  4. Найти компромисс. Важно, чтобы все стороны осознали наличие проблемы и хотели разрешить ее. Если Вы видите, что дело в учителе, который не желает идти навстречу, то лучше всего сменить класс. Если же педагог готов идти на компромисс, то важно донести до ребенка, что ему не желают зла, и при соответствующем поведении с его стороны исчезнет ситуация конфликта.

Проблемы с одноклассниками

Очень часто дети не желают посещать школу именно потому, что не могут найти общий язык с одноклассниками, становятся в классе «изгоями» или имеют конфликты с кем-то из старшеклассников.

Как распознать

Ребенок с такими проблемами будет использовать все способы, чтобы не ходить в школу (лгать, прогуливать, плакать, когда его заставляют, и т.д.), может стать более замкнутым, неохотно отвечать на любые вопросы о школе, избегать упоминаний об одноклассниках/старшеклассниках, часто болеть. При этом друзей в школе у школьника нет совсем или очень мало.

Что делать

Здесь важно выяснить причину конфликтов и напрямую обговорить это с ребенком. В данной ситуации предпринять можно следующее:

  1. Объяснить ребенку, что в происходящем нет ничего обидного/страшного. Это поможет в том случае, если ученик чувствует себя не таким как другие (например, выше/ниже всех ростом); если его дразнят ребята; если просто не складываются отношения с некоторыми одноклассниками. Можно вспомнить и рассказать о похожей ситуации в ваши школьные годы и о том, как с ней справились; объяснить, что невозможно общаться со всеми одинаково хорошо, и это совершенно естественно.
  2. Показать ребенку, как можно постоять за себя. Научить его обороняться, не давать себя в обиду и уметь игнорировать провокации.
  3. Помочь школьнику поверить в свои силы. Совместно с ребенком найдите область, в которой он сможет проявить себя с наилучшей стороны и показать всем, на что он способен. Это поможет поднять самооценку и вызвать уважение у других ребят.

Проблемы в обучении


Школьные неудачи, непонимание учебного материала, отставание по каким-то предметам от своих сверстников – еще одна распространенная причина нежелания ходить в школу.

Как распознать

Об этом родителям скажут плохие отметки, индивидуальная беседа с учителем, совместное с ребенком выполнение домашних заданий (поможет выявить пробелы). Ученики младших классов могут прямо заявлять, что не желают больше ходить в школу, потому что, например, «все умею читать, а я нет».

Что делать

Решить эту проблему помогут:

  1. Дополнительные занятия с учителем или репетитором
  2. Помощь ребенку в выполнение заданий, разъяснение материала
  3. Перевод в другой класс (в крайних случаях, когда ребенок сильно отстает по программе, и нет возможности быстро это подтянуть)

Скука и отсутствие интереса

Иногда причиной нежелания учиться может стать совсем другая ситуация – ребенок уже хорошо освоил все, что ему сейчас преподают, и не испытывает интереса. Это характерная ситуация для одаренных детей, намного опережающих в развитии своих сверстников.

Как распознать

На занятиях ученик скучает и занимается посторонними делами, поэтому может получать плохие отметки и замечания за поведение. При этом весь материал дается ему легко – это видно, если попробовать совместно с ним решить какую-то задачу или попросить что-то объяснить.

Что делать

В таком случае можно:

  1. Объяснить школьнику, что не все дети такие же одаренные как он. Поэтому нужно терпеливо к этому относиться и помогать отстающим при необходимости (роль учителя/помощника может увлечь ребенка и сформировать интерес к школе).
  2. Попросить педагога давать ученику более сложные задания. Например, в то время как весь класс решает какую-то стандартную задачу по алгебре, учитель дает Вашему ребенку задачу на порядок сложнее (олимпиадную, из программы старшего класса и т.д.). Этот же способ могут использовать и родители дома.
  3. Перевести в другой класс. Если ребенок успешно освоил программу своего класса, то совершенно очевидно, что его можно перевести далее. Поговорите об этом с учителями, директором школы.

Непонимание необходимости учиться

Ребенок, не видящий смысла в ежедневном посещении занятий, будет стремиться всеми силами этого избежать.


Как распознать

Школьник прогуливает занятия, напрямую отказывается ходить в школу и выполнять домашние задания, говорит о том, что «все это бессмысленно», «никому не нужно», «я бы лучше сразу пошел работать» и т.д. При этом страдают также отметки и поведение на уроках, могут возникать конфликты с учителями.

Что делать

В этом случае очень важно объяснить ребенку, что школа нужна ему. Например, без нее не поступить в университет, не найти интересную или высокооплачиваемую работу и т.д. Младшим школьникам можно говорить о том, что здесь с ним будут заниматься, давать знания и говорить интересные вещи, учить полезным для жизни вещам и т.д.

Неготовность обучаться в школе

Эта проблема часто возникает у первоклассников, которых слишком рано отдали в школу. Они еще не готовы к данной ситуации психологически, поэтому не испытывают ни малейшего желания посещать незнакомое и неинтересное для них место.

Как распознать

Малыш отказываться подчиняться школьным требованиям, плохо ведет себя, играет на уроках, быстро утомляется, не может усидеть на месте, напрямую отказывается ходить в школу и просится обратно в детский сад.

Что делать

Лучше всего в данной ситуации проконсультироваться с психологом. Если он выявит, что ребенок по разным критериям (психологическая, интеллектуальная, эмоциональная готовность и т.д.) не готов учиться, то стоит переждать еще год. Если же в результате обследования это не выясняется, то, скорее всего, у ребенка просто нет мотивации и работать нужно именно с этим.

Страх нового и неизвестного

Характерен для первоклассников, которые попали в абсолютно новую для них ситуацию и не совсем понимают, как себя вести в ней.

Как распознать

Ребенок просит не оставлять его в школе одного, плачет, откровенно говорит о том, что боится, в школе очень замкнут, ни с кем не общается, «забит».

Что делать

В данном случае следует:

  1. Объяснить ребенку смысл обучения
  2. Показать привлекательные стороны посещения школы (например, узнаешь много интересного, найдешь новых друзей и пр.)
  3. Рассказать, сколько времени ребенок проведет в школе, когда именно вы его заберете
  4. Уходить открыто, с улыбкой и без долгих прощаний на пороге школы
  5. Поговорить с учителем, попросить помочь малышу на первых парах (ориентироваться в здании школы, привыкнуть к новой ситуации и др.)

Трансформируем отказ в желание!

Если ваш ребенок не хочет ходить в школу, то это не означает, что он ленивый или плохо воспитан. Скорее всего, это легко объясняется одной из вышеперечисленных причин. И с этим можно справиться, если родители проявят максимум заинтересованности, внимания, понимания и заботы.

Почему ребенок не хочет учиться? Не просто ленится, позволяет себе не выучить урок, списать у соседа, выкрутиться за счет подсказки. Школьник активно сопротивляется всякой попытке заставить его за­ниматься, идет на любые ухищрения, лишь бы не делать уроки. Такие ребята становятся «головной болью» учителя в школе, превращают в ад жизнь своих родителей и близких, не говоря о том, что их собственная детская жизнь также делается похожей на каторгу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Капшитар В. А.

педагог-психолог

ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ?

Одно из фундаментальных положений психологии гласит, что все функции и способности ребенка и, вообще, человека развиваются в процессе деятельности и общения с другими людьми.

Почему ребенок не хочет учиться? Не просто ленится, позволяет себе не выучить урок, списать у соседа, выкрутиться за счет подсказки. Школьник активно сопротивляется всякой попытке заставить его заниматься, идет на любые ухищрения, лишь бы не делать уроки. Такие ребята становятся «головной болью» учителя в школе, превращают в ад жизнь своих родителей и близких, не говоря о том, что их собственная детская жизнь также делается похожей на каторгу.

Если принимать во внимание основную массу детей со средними способностями и умеренно одаренных детей, то основными факторами, определяющими их развитие, окажутся деятельность и общение.

Для дошкольника ведущей деятельностью является игра. Именно в процессе игры у ребенка формируется и внимание, и воображение, и произвольное управление своим поведением. Если ребенка 5-6 лет лишить игры и полностью включить в трудовую деятельность, пусть даже посильную, это приведет к задержке развития, либо к какому-либо искажению. Внутри этой деятельности не может происходить нормальное развитие дошкольника. Ее элементы обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но заменять игру она не должна.

Для детей школьного возраста ведущей деятельностью становится учеба. Разумеется, это не означает, что она должна быть единственной. Ребята младших классов с удовольствием играют, старшеклассники включаются в труд. Эти виды деятельности в той или иной мере присутствуют в жизни школьника. Но только один является ведущим – учеба. Именно она формирует и определяет его психическое развитие. Играми можно заниматься сколько угодно и с удовольствием, но игры уже не так развивают его функции и способности, как было раньше. Элементы же трудовой деятельности могут быть полезны как вкрапленные в сегодняшнюю жизнь кусочки завтрашнего дня, но решающую роль в развитии памяти, мышления, внимания, владения поведением еще не играют. Необходимость смены ведущего типа деятельности не укладывается жестко в возрастные границы. К одним она приходит раньше, к другим – позже. У взрослых людей трудовая деятельность тоже не является единственной. В свободное время у взрослых могут быть свои игры, а учеба, особенно, в смысле повышения квалификации, у многих из нас с некоторыми перерывами продолжается всю сознательную жизнь. Но развитие личности происходит в процессе трудовой деятельности, в ходе отношений с другими людьми.

Откуда же происходит нежелание учиться?

При поступлении ребенка в школу происходит смена ведущей деятельности: игра уступает место учебе. Значит, ребенок, не желающий учиться, сопротивляется и протестует против этой смены. У особо трудных ребят этот процесс растягивается на годы. Нормально воспитанный ребенок еще в дошкольном возрасте знает много ограничений, имеет представления о том, что нельзя, а что опасно, что необходимо, а что вредно. Но даже у такого ребенка основное время – свободное. Оно посвящается игре, и взрослые, как правило, в нее не вмешиваются. В игре ребенок свободен. Его воля практически ничем не ограничена. Он делает то, что ему хочется. Но это, если ребенок нормально воспитан и здоров. Если же ребенок не воспитан уже в 3-4 года, то он свободен уже и не только в игре, но и за ее пределами. На его поведение не накладывают запрет даже в тех случаях, когда его поведение вызывает протест у многих взрослых. Он рано осознает, что его воля – закон для окружающих. Ребенок привыкает делать то, что ему хочется, даже, когда это не нравится кому-нибудь из взрослых.

И вдруг – школа. Привычный уклад жизни резко меняется. На уроке уже нельзя делать то, что хочется. Хочется тебе выполнять требования учителя или нет – это никого не интересует. Дети быстро усваивают, что школа – это место, где порядки другие, нежели дома. Хочешь - не хочешь, а этим порядкам нужно подчиняться. Дома ребенок мог делать еще недавно то, что хочется, а надо садиться и писать. Учеба с самого начала требует от школьника усилий, сравнимых с трудом взрослых на производстве.

Интеллектуальная пассивность – один из наиболее частых случаев, приводящих к нежеланию учиться. Возникает, обычно, как реакция на сильно запущенный материал, ученик просто перестает понимать, что происходит на уроке. У него опускаются руки, и он не желает больше ни пытаться хоть частично понять происходящее, ни думать, ни вообще умственно работать. Нежелание умственно работать, напрягаться перерастает в привычку. Развивается интеллектуальная пассивность. Как оборотная сторона – нежелание учиться. Запущенность материала иногда происходит в результате пропусков занятий – ученик много болел или менял место жительства. Если вовремя не вмешаться, то действие окажется либо несформированным, либо сформированным с каким-либо дефектом.

Три точки зрения на мотивацию учебной деятельности ребенка.

Во-первых, это далекая и короткая мотивация. В семь лет, приходя в школу, ребенок знает, зачем надо учиться. Знание того, что нужно получить специальность, помогать маме с папой и т.п., должно быть побудительным мотивом к обучению. Это, с точки зрения взрослых, логично и неоспоримо. Но ведь в этом возрасте далекая мотивация практически никак не влияет на поведение человека. Короткая мотивация – близкий результат – вот что определяет поведение ребенка.

Другая точка зрения состоит в том, что ребенка побуждает учиться познавательный мотив. Ребенком движет радость познания. Действительно, когда книга, по сути, была источником знания, не было телевизора и компьютера, планшета и телефона путь познания лежал через школу. Но сегодня в школу приходят дети с иным запасом информации. Получается, что обо всем интересном дети хоть краем уха, но уже слышали, а на долю светлой радости познания остается таблица умножения, сопряжение неправильных глаголов и другие не слишком увлекательные вещи.

Наконец, третья точка зрения. Она выносит мотивацию школьника в социальную сферу. Согласно этой точке зрения стремление ребенка хорошо учиться поддерживается отношением окружающих. Но не так уж просто заставить себя делать что-то, даже очень приятное окружающим, если не вполне понятно и прочувствовано, зачем тебе-то самому это нужно.

Итак, действие далекой мотивации является неоправданным, познавательные компоненты и благотворное влияние окружающих сильно преувеличены. Так, часто дети считают, что школа – это место, куда тебя загоняют, где тебе задают работу и отравляют жизнь, если ты ее не выполнишь. Конечно, это суждение слишком категорично, но к какой-то части детей очень точно применимо. Это дети, посещающие школу, но не желающие учиться. Получается картина, когда ребенок еще не хочет учиться, но за него это хотят родители, учителя, директор школы. Все вместе они стараются сделать все возможное, чтобы помочь ребенку. А ребенок не хочет учиться, потому что учиться ему трудно. Те, кто приучен преодолевать трудности, справится, а те, кто не приучен или плохо приучен, – нет. Если ребенок с малых лет привык делать то, что надо, а не только то, что хочется, то он справится с горечью учения.

Что же делать родителям, чтобы переход от игры к учебе произошел менее болезненно? И надо ли, вообще, что-либо делать?

К счастью, сейчас все меньше родителей, которые считают, что учеба их ребенка целиком на плечах учителя. Но что делать конкретно, родители представляют довольно смутно.

Первая задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку освоить новую деятельность. Для ребенка, даже посещавшего хороший детский сад, с увлекательными занятиями, учебная деятельность все равно непривычна. Начиная ею заниматься, ребенок делает постоянные промахи, совершенно немыслимые с взрослой точки зрения. Например, не только в первом, но и во втором и третьем классе встречаются дети, которые сначала делают упражнение, а потом выучивают правило, на которое упражнение задано. Иногда достаточно понаблюдать за ребенком некоторое время, чтобы подсказать простой прием работы. Ведь учеба – настолько необычная деятельность для ребенка, что ошибки просто невозможно предугадать. Если не обращать на них внимания, они могут закрепиться и превратиться в неправильные приемы работы. Все эти ошибки, как правило, достаточно хорошо заметны глазу взрослого. Чтобы их обнаружить, не нужно быть педагогом или психологом – достаточно проявить внимание к ребенку. А вот внимания этого в достаточной степени взрослые не проявляют. Неправильные приемы работы приведут к неуспехам в учебе, а если это станет стабильным явлением – к появлению отвращения к учебе.

Необходимо помнить, что как бы трудно ни складывались семейные обстоятельства, ребенок продолжает расти и формироваться. Этот процесс остановить нельзя ни на минуту. И все, что не будет сделано для него своевременно (неважно, по каким обстоятельствам), наверстать будет трудно, а может просто невозможно.

Помощь учителя и родителей

Помощь со стороны учителя необходима ребенку. Необходима и помощь со стороны родителей. И одна помощь не заменяет другую. Первая распространенная ошибка родителей состоит в подмене школьника в работе либо на этапе исполнения, либо на этапе контроля. Вторая ошибка – дезориентирующая ребенка оценка. Родители, оказывающие помощь ребенку, забывают поддерживать контакт с учителем. Нарушается принцип единства требований.

Направление работы, которое родители не должны упускать из виду, – налаживание учебы у ребенка, недавно поступившего в школу. Это выработка привычки к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Что бы ни случилось, уроки должны быть выполнены. Оправдания неприготовленным урокам нет, и не может быть – это необходимо дать понять маленькому школьнику. Этот момент, пожалуй, является самым важным среди превентивных мер. Трудности в учебе, конечно, будут, но в нежелание учиться они не перерастут. Как же достигнуть этой цели? Уроки не должны откладываться и переноситься несколько раз по желанию школьника. Выполнение домашних заданий должно сопровождаться выработкой подхода к урокам как важному и серьезному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого и необходимо начинать. Важно дать понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами взрослых. Для этого необходимо соблюдать некоторые условия:

Ребенок еще в дошкольном возрасте должен быть приучен к тому, что когда родители заняты, им нельзя мешать;

Привитие уважения к умственному труду.

Что можно посоветовать родителям, когда нежелание учиться приобрело стойкий характер?

Все, что было упущено тогда, надо делать сейчас. Но сделать это будет совсем не просто. Все придется делать в крайне неблагоприятных условиях и с медленно приходящим результатом. Теперь на это уйдут не недели, а месяцы. Чем старше школьник, тем труднее воздействовать на него. Это уже во многом сложившийся человек, способный к отбору воздействий на него. От одних он отстраняется и блокирует их, другим раскрывается навстречу (период, когда ребенок начинает осознавать достоинства и недостатки, начинает заниматься самовоспитанием). Этим обстоятельством и нужно воспользоваться, превратив школьника из врага в союзника.

Меры прямого воздействия оказываются неэффективными. Нужно помнить, что ученик одновременно является и страдающей стороной. Он не умеет и не желает учиться, находится в постоянном конфликте с учителями и родителями. Он - предмет насмешек в классе. В такие минуты школьник с радостью готов принять протянутую ему руку. В этот момент он открыт, не пытается отгородиться от старших грубостью или молчанием.

Большую роль играет и среда дома (учебное и личное пространство),

класса (уют, комфортная мебель, не загруженное пространство, полезные вещи и современное информационное оборудование). Та среда, которую стараются создать не только педагоги, но и родители для своих детей.

Возникновение у школьника нежелания учиться, к сожалению, часто встречающийся неприятный случай. Противостоять его природе легче родителям, нежели школьному учителю. Конечно, в вопросах воспитания и развития нет рецептов, пригодных на все случаи жизни. Все случаи индивидуальны. Поэтому любые рекомендации не могут заменить необходимости размышлять самому и решать свою воспитательную задачу во всей ее неповторимости.

  • Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами.
  • Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
  • Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.
  • Говорите ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
  • Чаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам.
  • Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
  • Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Взрослые часто не замечают что–то хорошее, но зато сразу реагируют на ошибки и проступки.
  • Верьте в своего ребенка!
  • Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как с взрослого.
  • Формируйте положительную самооценку: «Я – умный», «Я – смелый», «Я все могу».
  • Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!
  • Проговорите ситуацию: если будут ссоры, как нам из них выходить (не молчать, не сидеть по углам, не обижаться).
  • Не давайте сразу резкую реакцию на протест, грубость.
  • Сохраняйте при общении один с ребенком уровень глаз (разговаривайте, взаимодействуйте не на бегу, не стоя).
  • Не читайте морали. Когда их читают, хочется закрыть уши.
  • Помните о внушаемости (слова – мысли).

Находите постоянно светлые стороны характера ребенка, и появится надежда на будущее. На время исключите контроль, закройте глаза на беспорядок, изменяйте отношение к грубости – сначала будет обострение, но надо выстоять, это испытание для родителей, и вы должны работать над собой в первую очередь.

Помните о влиянии характера взаимоотношений с родителями на самооценку ребенка. Нарушение поведения – это здоровая реакция чувствительной психики ребенка на болевые обстоятельства, это сигнал – «мне плохо, помогите!» Ребенок должен быть уверен, что в вашем лице он имеет не судью, а помощника, который его понимает. И без вас найдется достаточно людей, которые будут так или иначе его оценивать.

Прощайте неудачи, будьте терпеливы, справедливы, внимательны. Работайте над собой. Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!

Наберитесь веры и терпения, и у вас все получится!

Желаю удачи!