Консультация для родителей по профилактике правонарушений детей дошкольного возраста «Что нужно делать родителям, чтобы ребёнок не попал в беду. Правовая квест-игра по профилактике правонарушений и преступлений Психологическая разминка для родителей

Темы консультаций для родителей в школе могут быть такими:

Детская агрессивность и ее причины.

Самостоятельность ребенка во время выполнения домашних заданий. Как ее развивать?

Как развить у ребенка интерес к чтению?

Разногласия в семье и их влияние на учебные успехи ребенка.

Ваш ребенок в коллективе детей.

Детский эгоизм. Как его преодолеть?

Друзья в жизни ребенка.

Причины и последствия детской застенчивости.

Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребенка с другими детьми.

Социальная адаптация ребенка и ее результаты.

Причины детского одиночества.

Методы воспитания ребенка в семье и их влияние на результаты учебной деятельности ученика.

Алкоголизм родителей и детские страхи.

Перечень тем для проведения консультаций можно продолжить. Однако, нужно помнить, что тематическая консультация будет полезна только в том случае, если родители действительно осознают проблему, из-за которой их приглашают принять участие в консультации. Если личной заинтересованности родителей нет, то консультация может просто навредить ребенку и привести к печальным последствиям.

Классный руководитель не должен увлекаться тематическими консультациями. Если вопросы, которые он хочет вынести на консультацию, касаются большинства родителей класса, то лучше обсуждать их на родительском собрании или используя иную форму просвещения родителей.

Огромное значение в воспитательном арсенале классного водителя имеет беседа. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать.

Очень полезной и необходимой формой работы с семьей являются родительские чтения. Родительские чтения - очень своеобразная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Родительские чтения можно организовать следующим образом: уже на первом: родительском собрании в году родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный родителями вопрос. Родители читают книги и через определенный промежуток времени они участвуют в родительских чтениях по книгам, которые они прочли. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя педагогическую проблему, родители могут высказывать свое собственное понимание вопроса, полемизировать с другими родителями по данному вопросу, отстаивать свои убеждения. Родительские чтения помогают многим родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребенка и свое отношение к нему. В ходе родительских чтений уместно формировать родительскую культуру, кругозор в рамках данной проблемы. Родительские чтения - это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.

Темы родительских чтений могут быть примерно такими:

Януш Корчак и его теория воспитания детей.

«Мы учим ребенка жить среди людей». Кодекс семейного воспитания.

Общаться с ребенком. Как? По книге Ю.Б. Гиппенрейтер.

В. Сухомлинский о воспитании мальчиков и девочек.

Как стать героем в глазах собственного ребенка. Обзор, периодической печати о воспитании.

Детские комплексы во взрослой жизни. Записки детского психиатра Ю. Буянова.

Как формировать и развивать волевые усилия ребенка. По книге У. Джемса «Психология в беседах с учителями».

Нестандартность мышления. Что это такое? По книге В.Г. Кротова «Массаж мысли».

Что делать, если....По книге М. Коляды «Шпаргалка для родителей».

Детские шалости во взрослой жизни. По материалам периодической печати.

Как научить ребенка быть самостоятельным? По материалам книги М. Коляды «Шпаргалка для родителей».

Мудрость родителей. В чем ее сущность? По материалам книги А. Лопатиной и М. Скребцовой «32 беседы по семейному воспитанию в школе».

Психосексуальное развитие детей. По материалам книги Мишеля Кле «Психология подростка».

К чему могут привести конфликты в семье? По материалам периодической печати. Обзор писем детей в детских журналах и газетах.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера.

Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса. Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без их присутствия. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества, собственного детства и детства своего ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь. Какими могут быть темы родительских вечеров? Самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Темы родительских вечеров могут быть следующие:

> Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

> Друзья моего ребенка.

> Праздники нашей семьи.

> «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

> День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

> Песни, которые пели мы в своем детстве и песни сегодняшнего детства.

> Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.

> Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик.

> Фотографии нашего детства.

> Как научиться говорить спасибо (или слово «нет») своему ребенку.

Например, в одной из школ результатом такого вечера стало объявление конкурса в классе «Умники и умницы», причем конкурс носил семейный характер. В нем были задания для пап, мам, дедушек и бабушек, а так же и для самих детей. Победить в конкурсе можно было лишь в том случае, если в нем участвовала вся семья. Результатом конкурса стало внесение семьи-победительницы в книгу классных рекордов. С помощью организации классных родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую соперничество детей поощряется семьей, это приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры родителем стали занимать родительские тренинги. Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

Огромное значение родительских тренингов в школе для тех родителей, которые хотят приобретать опыт воспитания ребенка-школьника. Интересные и хорошо организованные тренинги порой могут сделать невозможное там, где уже все общественные институты отказались что-либо делать. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастет и результаты не заставят себя долго ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут результативны, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы или человеком, который имеет право дать возможность родителям не время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «воспоминание детства», «фильм о моей семье», «мое любимое занятие», «моя любимая песня» и т.д.. Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, собственную авторитетность в глазах ребенка. Если в воспитании отдельных детей классный руководитель порой встречается с неразрешимыми проблемами, можно предложить поучаствовать в тренинге не только родителям, но и детям. Совместное участие в тренинге даст возможность родителям взглянуть на некоторые для них обыденные ситуации глазами самого ребенка и открыть для себя мир, в котором он живет. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности. По результату участия в тренинге школьный психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге. А если психолога нет, а хочется сделать все возможное по привлечению проблемной семьи к сотрудничеству со школой и классным руководителем? Для этого можно использовать так называемые «Часы откровения», которые может организовать в своем классе сам классный руководитель. Исходя из тех проблем, которые сложились в семье, классный руководитель разрабатывает серию упражнений и сам проводит занятия с родителями и детьми.

Игровой тренинг для учащихся и родителей 5 класса.

Проблема: грубость и агрессивность поведения детей; склочность родителей, агрессивное поведение в школе с родительским коллективом и учащимися.

Занятие первое.

Задание № l. Родителям и детям предлагается совместно придумать свою эмблему участия в игровом тренинге и представить ее всем вместе. Время выполнения задания - 5-6минут.

Задание №2. Участникам игрового тренинга необходимо придумать себе новое имя на время занятий и всем остальным участникам. Каждый выбирает себе то имя, которое наиболее понравилось. Время выполнения задания - 6- 7 минут.

Задание №3. Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Затем тренер предлагает поиграть в игру, в ходе которой он называет начало фразы, а взрослые и дети должны ее продолжить. Например, в детстве можно... (драться, играть, весело жить, плакать и т.д.). Если кто- то с аргументом «драться» не согласен, он хлопает в ладоши. Затем точно также необходимо выполнить это задание, но с аргументом «в детстве нельзя». Время выполнения задания - 5-6минут.

Задание №4. В круг поочередно вызываются взрослые и дети, которые должны сыграть роль плачущего человека. Тренер считает: 1, 2, 3 - слезам и горю помоги! Тот человек, на которого пал выбор, должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. Время выполнения задания - 10минут.

Задание №5. Участникам группы нужно объединиться и в течение короткого времени создать на листе ватмана рисованный рассказ на тему «Жил - был мечтатель». Время выполнения задания - 5-6 минут. Ритуал прощания. Дети и взрослые поворачиваются друг к другу лицом и говорят: «Спасибо за то, что ты был все это время рядом», затем пожимают друг другу руки.

Занятие второе.

Задание №1. Участники тренинга усаживаются по кругу и выполняют задание под названием «Приветик». Каждый из участников должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом человеку, закончив его фразой: «Это мой тебе приветик». Время выполнения задания - 3 минуты.

Задание №2. Участникам группы необходимо озвучить рисованный рассказ «Жил - был мечтатель». Время выполнения задания- 10 минут.

Задание №3. Участникам предлагается немного пофантазировать и представить себе, что им предоставляется такая возможность, как полет на Марс. Они могут взять с собой только: один одушевленный предмет, один неодушевленный и одну памятную вещь. Время выполнения задания - 10минут.

Задание №4. Участники работают в парах и разыгрывают пантомиму «Яма». Человек шел по улице и, не заметив яму, свалился в нее. Проходящий мимо другой человек... Участникам нужно изобразить в пантомиме, чем закончилась эта история. Время выполнения задания - 6- 7минут.

Задание №5. «Подарки». Каждый участник группы отмечает день рождения и получает подарки от друзей. Ведущий вызывает именинника в центр игровой комнаты, и все вручают ему импровизированные подарки с добрыми пожеланиями. Время выполнения-3- 4минуты. Ритуал прощания.

Занятие третье.

Задание №1. Игра с мячом. Участники группы должны передавать мяч друг другу, высказывая только слова одобрения, даже если у кого-то что-то не получается. Мяч передается друг другу по кругу над головой или вывернутыми за спину руками. Время выполнения задания 6 - 7минут.

Задание №2. Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы: «Я не люблю, когда...» и «Я люблю, когда...» Время выполнения задания - 5 минут.

Задание №3. «Зеркало». Участникам предлагается разбиться на пары и попеременно демонстрировать с помощью лица определенные эмоции и чувства, например: радость, печаль, злобу, доброту и т. д., которые необходимо не только повторить другому человеку, но и определить, какая эмоция выражалась другим участником. Время выполнения задания - 7 минут.

Задание №4. «Праздник в доме». Участникам группы необходимо выполнить групповое задание. Они должны нарисовать на листе ватмана новогоднюю елку и совместными усилиями украсить ее к празднику. Желательно, чтобы это задание выполняли дети совместно со своими родителями. Время выполнения задания - 10минут.

Задание №5. Участники разделяются на две команды: дети и родители. Детская команда участников поет «взрослые» песни, а команда родителей поет «детские» песни. Участники исполняют песни по очереди до первого поражения. Время выполнения задания- 7минут. Ритуал прощания.

Занятие четвертое.

Задание №1. Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему. Время выполнения задания - 10 минут.

Задание №2. Игра «Королевство». Ведущий предлагает провести игру «Королевство». С помощью группы он определяет ведущие должности и роли в королевстве. Затем группа определяет, кто из членов группы какую должность должен занимать в королевстве и приводит свое обоснование выбора. Время выполнения задания –10 минут.

Задание №3. Игра «Колдовство». Игра проводится в парах (по выбору). Один из членов группы играет роль заколдованного принца или принцессы, а другой член группы должен его расколдовать. Для этого можно использовать слова и жесты (на выбор). Время выполнения задания - 6 минут.

Задание №4. Игра «Паровозик». Группа становится в шеренгу друг за другом и выбирает машиниста. Машинист дает свисток, и группа отправляется в путь. Машинист становится во главе шеренги. Его главная задача - уверенно управлять группой и не сбиться с пути. Задача группы - помогать маневрировать паровозику, чтобы никого из членов группы не потерялся в пути. Время выполнения - 10 минут.

Задание №5. «О чем я мечтаю». Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу. Время выполнения задания - 5-6 минут. Ритуал прощания.

Занятие пятое.

Задание №1. Членам группы предлагается продолжить следующие фразы:

«Мне радостно, когда...», «Мне грустно, когда...». Время выполнения задания - б-7минут.

Задание №2. «Подарок на память». Каждый член группы готовит любому члену группы подарок на память. Это может быть рисунок, стихотворение, песня и т. д. Время выполнения задания - 10минут.

Задание №3. Участники группы садятся друг за другом и пишут друг другу пожелания, водя пальцем по спине. Каждый член группы, не задавая вопросов, должен догадаться, какие слова пишет сидящий сзади за ним человек. Время выполнения задания - 10минут.

Задание №4. Участники группы получают большой лист ватмана и рисуют коллективный портрет своей группы. Портрет можно будет повесить в кабинете психологии, предварительно проанализировав результаты совместного рисования детей и родителей. Время выполнения задания - 15минут.

Задание №5. Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни и перечислить их. Время выполнения задания - 6 - 10 минут. Ритуал прощания. Члены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый ставит свою подпись, и все пишут какое-то очень значимое и важное для каждого человека слово. Такими словами могут быть, к примеру, «Держись! Не робей! Будь добрее! и др.».

Если классный руководитель считает своей главной задачей воспитательной работы сплочение детского коллектива, формирование положительной эмоциональной сферы, то тренинговая работа будет тому большим подспорьем. В групповые тренинги нужно привлекать не только детей, которые являются трудными, но и одаренных детей, и детей, переживающих тяжелые семейные драмы, часто болеющих детей. Практика показывает, что после тренинга, который проводит классный руководитель, многие ребята резко меняются в лучшую сторону, у них появляется мотивация учения, интерес к жизни, желание стать лучше. Большое значение такая работа имеет и для классного руководителя. Он близко узнает учащихся, имеет возможность познакомиться с семейной ситуацией, видит родителей и детей в неформальной обстановке. Каждое тренинговое занятие должно анализироваться и только после анализа классный руководитель вносит свои коррективы в план проведения будущих занятий тренинга. Если тренинг ведет психолог, то уместно обсудить с ним полученные результаты и определить набор заданий для нового тренинга.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей являешься родительский ринг . Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто

необходимо. Многие родители проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из них считают, что их методы воспитания своего ребенка истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем для участия в ринге уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе и даже ребята - старшеклассники, которым уже не за горами приобретение родительского опыта. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции. Полезность таких встреч состоит еще и в том, что она позволяет снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

> Плохие привычки - наследственность или влияние социума?

> Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?

> Можно ли наказывать ребенка собственным домом?

> Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

> Как научить ребенка всегда и везде быть человеком?

> Радости и горести школьного обучения.

> Соблазны и пути их преодоления.

> «За и против» школьной формы.

> Нужны ли ребенку праздники?

>Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Тематика родительских собраний.

    Трудности адаптации ребенка к обучению в 5-ом классе.

    Роль общения в жизни школьника.

    Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.

    Итоги прошедшего года – «Вот и стали мы на год взрослей».

    Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека.

    Физическое развитие школьника и пути его совершенствования.

    Результативность школьного урока. От чего она зависит?

    Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения.

    Роль семьи в развитии работоспособности ученика.

    Воля и пути ее формирования у учащихся.

    Итоги прошедшего учебного года.

    Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.

    Способности и роль семьи в их развитии.

    Психологические и возрастные особенности подростка.

    Итоги прошедшего учебного года.

    Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка.

    Анализ учебной работы учащихся 9 классов.

    Трудный ребенок. Какой он?

    Анализ подготовки учащихся класса к экзаменам.

    Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе.

    Режим дня школьника, его роль.

    Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить?

    Итоги прошедшего учебного года.

    Особенности физического воспитания в 11 классе.

    Результативность учебы учащихся 11 классов за первое полугодие.

    Значение выбора в жизни человека.

    Итоги прошедшего учебного года.

Тематика проблемных родительских собраний.

    Курение и статистика.

    Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – реальность или миф.

    Наркотики и статистика.

    Семья – «Глаза в глаза».

Планы проведения родительских собраний (выборочно).

Тема: Трудности адаптации ребенка к обучению в 5-ом классе.

Форма проведения: круглый стол.

Приглашаются педагоги, работающие в классе, руководители кружков, в которых занимаются или будут заниматься дети, библиотекарь, врач или медсестра.

Задачи педагогов :

    Познакомиться с родителями и послушать краткие характеристики, которые они дадут своим детям.

    Рассказать о требованиях к обучению по своему предмету.

Задача врача: ознакомить с результатами проведения медосмотра, дать рекомендации с учетом полученных данных, отметить физиологические особенности, связанные с возрастными изменениями детей.

Задача библиотекаря: кратко рассказать о возможностях библиотеки, познакомить с библиотечным фондом, порекомендовать другие библиотеки (с большим фондом, доступно расположенные и т.п.).

Задача руководителя внешкольных учреждений: ознакомить с условиями приема детей в различные кружки и направлениями их работы.

Вопросы для обсуждения.

    Роль семьи и ее значение в адаптации школьника в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями.

    Законы школьной жизни в обучении и воспитании школьника.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний.

Тема: Законы жизни семьи, законы жизни класса.

Форма проведения: родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики.

Новая встреча и новая тема нашего разговора. Этот разговор с вами хочется начать отрывком из произведения великого драматурга Древней Греции Софокла. Эти строчки, написанные так давно, актуальны и сегодня.

Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей

Все остальное отступить должно.

Затем и молим мы богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели воздавать.

А в детях если не нашел опоры –

Что скажем мы о нем? Не ясно ль всем,

Что для себя он лишь причину создал

И смех злорадный для врагов своих?

Софокл. «Антигона»

Вариант вступительного слова педагога.

Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет – наши дети, девочки и мальчики, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»

Но сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулы родительской педагогики. Возьмите листочки, которые лежат перед вами, рассмотрите их: одна сторона у них чистая, а вторая заполнена. На заполненной страничке написаны предложения, в которых рассказывается о том, что увидел педагог в вашем сыне или дочери, на что хочет обратить ваше внимание. Мы никогда не будем вслух анализировать проблемы, неудачи, горести детей. Они остаются для индивидуального общения с классным руководителем. Это станет нашим с вами законом общения, нашей традицией родительских собраний. (Родители читают и анализируют, размышляют о том, необходима ли индивидуальная встреча с классным руководителем).

Задание для родителей по определению закона семьи.

«Папы! Мамы! Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Расшифруйте их».

Закон семьи= Ед.тр.+зн.похв.+тр.у.+разд.благ.

Пятиминутная музыкальная пауза, пока родители выполняют задание.

Вопрос родителям: «У кого что получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?» Затем идет анализ зашифрованной формулы.

1-й закон . Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

2-й закон. Закон значимости похвалы для ребенка.

3-й закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

4-й закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты, друзья своего ребенка, значит ребенок состоится как человек, как личность.

Задание для родителей – диагностика по гербу семьи.

Следующий урок в расписании родителей – диагностика. Детям было предложено нарисовать герб своей семьи. (Образец такого герба можно нарисовать на доске.).

«Перед каждым из Вас лежит чистый лист. Вам нужно его заполнить вместо сына или дочери. Выполните, пожалуйста, это задание. Время работы – 10 минут. Когда Вы выполните работу, приступайте к следующей. Сраните ваш герб с тем, который изобразил ваш сын или ваша дочь. Сделайте выводы. Прежде чем Вы увидите гербы, нарисованные вашими детьми, Вы должны нарисовать герб своей семьи, каким Вы его видите.

Каждый из Вас получает в подарок законы жизни в семье. Обсудите их дома, в кругу семьи. Сделайте серьезный вывод, насколько хорошо Вы знаете своего ребенка».

Тема: Детская агрессивность.

(Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. –М.:Вербум-М, 2001)

Форма проведения: круглый стол.

«Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применения

своей способности любить,

он способен ненавидеть,

проявляя агрессию и жестокость.

Этим средством он руководствуется

от собственной душевной боли».

Эрих Фромм

Вопросы для обсуждения

    Анализ проблемы агрессивности.

    Роль семьи в проявлении детской агрессивности.

    Поощрение, наказание в семье.

    Законы преодоления детской агрессии.

    Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей, Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что Вас больше обрадует в ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.

Можно предварительно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.

    Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?

    Что тебе в них нравится?

    Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?

    Какие телепередачи привлекают твоих родителей?

    Какие передачи вы смотрите всей семьей?

Номера вопросов

Мальчики

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:

    Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни.

    Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебность к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

    оно следует немедленно за проступком;

    объяснено ребенку;

    оно суровое, но не жесткое;

    оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Предварительное анкетирование учащихся по проблемам класса (аналитическая справка)

Если тебя наказывают, то как…

Если тебя поощряют, то как….

Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

И по традиции каждый из вас получает «золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания:

    Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

    Постарайтесь сделать так, чтобы только Вы снимали его эмоциональное напряжение.

    Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

    Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

    Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

    К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

Тема: Психофизиологическое развитие подростков (трудный возраст).

(Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. –М.:Вербум-М, 2001)

Форма поведения: дискуссия.

Структура личности подростка…

В ней ничего устойчивого,

окончательного и неподвижного.

Все в ней – переход, все течет.

Л.С.Выготский

Вопросы для обсуждения

    Трудный возраст и физическое состояние учащихся – подростков.

    Подростковая психика.

    Какими видят себя подростки.

По указанным вопросам перед родителями следует выступить психологу и классному руководителю.

Вариант выступления классного руководителя.

Эпиграфом собрания стали слова Л.С.Выготского – одного из ведущих психологов ХХ столетия, которого называют Моцартом в психологии. Они удивительно точны. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Как часто родители делают ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все.» В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Многие считают, что задача родителей в этот период – сдерживать половой инстинкт ребенка. Это мнение ошибочно, и оно приводит к новым проблемам.

Что же является самым главным для ребенка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны в вами сохранить (запись на доске): Любовь – Доверие – Понимание – Поддержка.

Как было замечено, с каждым поколением дети становятся все хуже, а родители все лучше, и, таким образом, из все более плохих детей получаются все более хорошие родители.

Физическое здоровье ребенка – основа его успехов в учении. Состояние физического здоровья и темпы полового созревания детей разные. Они существенно влияют на личностное развитие ребенка. Чем раньше начинается процесс полового созревания, тем быстрее он протекает. При начале созревания в 12 лет – процесс созревания 2 года; в 13 лет =13,5 лет – 3-3,5 года; в 15-летнем возрасте – 5-6 лет. Эти различия типов созревания – причина многих огорчений и переживаний.

Последние 60-80 лет серьезными проблемами стали акселерация и ретардация.

Акселераты в школьные годы – лидеры в классах. К 30 годам это крепкие и социально приспособленные, но зависимые от мнения окружающих, приземленные люди.

Ретарданты наоборот – вначале обидчивые, задиристые, стремящиеся привлечь внимание, замкнутые и подчиняемые в юности, к 30 годам становятся людьми с более прочным душевным ядром и высокими принципами.

Подробнее следует рассмотреть признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков.

За что и против чего ведет борьбу подросток в переходном возрасте?

Прежде всего:

    за то, чтобы перестать быть ребенком;

    за прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность;

    за утверждение среди сверстников;

    против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Правила, которые должны соблюдать родители подростка:

    Помочь ребенку найти компромисс души и тела.

    Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков.

    Подробно познакомить ребенка с устройством и функционированием организма.

    Следует помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.

Психологическая разминка для родителей.

Анализ педагогических ситуаций.

1. Девочка не хочет убирать свою комнату.

2. Мальчик не следит за собой и т.д.

Обсуждение проблемы совместно с родителями.

Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури». Поиск и становление своего «я» - это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками. В семьях, где есть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности, реакции эмансипации проходят мягче и порождают меньше конфликтов.

Эти правила (на отдельном листочке) предлагаются родителям для ознакомления:

    В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его.

    Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

    Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам этого захотел.

    Не перегружайте ребенка опекой и контролем.

    Не создавайте «революционную ситуацию», а если создали, разрешайте ее мирным путем.

    Помните слова И.В.Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках».

В переживаниях подростков огромное место занимают дружба и влюбленность. Девочки чаще мальчиков хотят иметь друга и чаще реализуют свое желание. Девочкам нужны понимание, сочувствие, уход от одиночества, мальчикам – взаимопомощь, понимание.

В 4-7 % случаев первая влюбленность ведет в последствии к браку. Почему возникает влюбленность, это глубочайшая потребность в индивидуальных доверительных отношениях. Запрещать в этой сфере – значит сделать подростка несчастным. Говорить о предмете влюбленности плохо – значит расстроить взаимоотношения с ним. Любовь и сексуальность для подростка – вещи взаимоисключающие. Дать оценку проблемы с позиции взрослого человека:

    Эту проблему назиданиями решать нельзя!

    Решение проблемы взаимоотношений мужчины и женщины через призму взаимоотношений в доме.

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я не правильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

В конце собрания родители получают стихотворение на память.

3. Дети воспитываются в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на их поведение (воспитание носит антиобщественный характер);

Что имеется в виду: когда ребенка приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ; родители несовершеннолетнего ведут аморальный образ жизни (злоупотребляют алкогольными напитками, занимаются проституцией и др.); родители привлечены к административной ответственности за совершение ряда правонарушений.

4. Дети становятся жертвами физического, психического, сексуального или иного вида насилия.

Что имеется в виду: оскорбление и унижение достоинства ребенка, предъявление ребенку чрезмерных требований, однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др.

5. Дети совершают правонарушения и иные антиобщественные действия.

Что имеется в виду: ребенок нарушает дисциплину, увеличиваются пропуски занятий в учреждении образования; наблюдаются асоциальные связи несовершеннолетнего, бродяжничество, совершение действий, влекущих административную либо уголовную ответственность, нахождение ребенка на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

6. Дети находятся в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации.

Что имеется в виду: несовершеннолетний находится в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера; выявлены факты жестокого обращения с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых, а также когда несовершеннолетний пострадал в результате аварии, катастрофы, бедствий, ребенок предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания.

Источник фото: unsplash.com

Каким образом выявляют семьи, находящиеся в СОП?

В начале каждого учебного года, как правило, классный руководитель либо воспитатель группы дошкольного учреждения посещает семьи своих подопечных для изучения условий жизни и воспитания каждого из них.

Иногда посещать семьи могут комиссией: классный руководитель либо воспитатель группы дошкольного учреждения, социальный педагог, педагог-психолог, участковый инспектор.

Особое внимание уделяется информации, поступающей из различных источников (соседи, родственники, совершенно случайные люди, анонимы, отдел образования, поликлиника, ЖЭУ, ИДН, КДН и др). Информацию обязательно проверяют. По результатам посещения несовершеннолетнего и его семьи составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

Можно ли ознакомиться с актом обследования?

Адвокаты обращают внимание на то, что акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего должен составляться только лишь в присутствии законных представителей. Отказать в ознакомлении с актом обследования представители госорганов не вправе.

В том случае, если все же вам отказали в этом, можно направить письменное обращение на имя руководителя государственного органа с описанием ситуации и (или) с просьбой о предоставлении вам копии акта обследования для ознакомления.

Решение о признании СОП по результатам акта обследования принимается советом учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (в школах, гимназиях, лицеях, вспомогательных школах, вспомогательных школах-интернатах, вечерних школах, ПТУЗах, ССУЗах) или педагогическим советом (в дошкольных учреждениях, социально-педагогических учреждениях).

На заседание совета обязательно приглашаются родители (или лица их заменяющие) несовершеннолетнего.

Можно ли обжаловать решение о признании СОП?

Решение о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано законными представителями в управление (отдел) образования Мингорисполкома (облисполкома) по месту принятия решения, Министерство образования Республики Беларусь, прокуратуру или в суд.


Источник фото: unsplash.com

На какую помощь может претендовать семья, находящаяся в СОП?

После принятия решения составляется индивидуальный план работы, как с несовершеннолетним, так и с его родителями, который утверждается руководителем учреждения образования.

Семья в СОП оказывают необходимую помощь. Например, наблюдение и консультации педагога-психолога, педагога социального, проведение семинаров-практикумов, лекций, бесед, вовлечение детей в кружки, секции, родителей - в клубы, консультация для родителей от педагога-психолога, врача, юриста, правоохранительных органов, психотерапевтическая помощь детям и родителям.

Материальная помощь может выражаться в предоставлении бесплатного питания в саду или школе, в организации бесплатного оздоровления в лагерях.


Источник фото: unsplash.com

Могут ли отменить решение о признании ребенка, находящегося в СОП?

Родители вправе подать ходатайство об отмене решения о признании ребенка находящимся СОП, если считают, что причины, повлекшие такой статус, отпали.

Ходатайство направляется в адрес педагогического совета или совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Что происходит, если ситуация с ребенком не меняется? Могут ли ребенка отобрать из семьи?

После признания ребенка находящимся в СОП ежеквартально проверяющие анализируют проделанную работу и принимают решение, работать с семьей дальше по плану или готовить ходатайство в комиссию по делам по несовершеннолетних о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите.

Как правило, минимум полгода такую семью пытаются «привести в чувство», дают им шанс исправить ситуацию: изменить отношение родителей к жизни, мотивировать на поиск работы, улучшить условия проживания, избавиться от зависимостей, наладить отношение с близкими.

И лишь тогда, когда результата нет, ребенка могут признать нуждающимся в государственной защите и принять решение об отобрании его у родителей и помещении на государственное обеспечение.


Источник фото: unsplash.com

В пункте 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 (ред. от 23.02.2012) «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» основаниями для отобрания ребенка из родной семьи указаны следующие: родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей , в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

В трехдневный срок комиссия принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установления ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение. В шестимесячный срок после отобрания ребенка принимается решение: вернуть ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, либо обратиться в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

1. Ваш ребёнок и его друзья.

2. Взрослые и дети: динамика взаимоотношений.

4.Семейные конфликты. Как их предотвратить?

5. Детям нужна любовь. Но какая?

6. О воспитании чувств.

7. Азы семейной педагогики.

9. Проблемы ребёнка. Кому и как их решать?

10.Конфликт поколений. Как его избежать?

11.Любовь и воспитание детей в семье.

12.Как воспитать ребёнка счастливым?

13.Мир детства и безопасность.

14.Азбука здорового образа жизни.

15.Не допустить беду к порогу.

16.От шалости до преступления.

17.Где взять талант?

18.Игра-это очень серьезно.

19.Труд в радость.

20.С любовью к природе.

21. Половое воспитание. Когда начинать?

22. Как воспитать рыцаря?

23. Что и как читают наши дети.

24. Как помочь ребёнку в учёбе.

25. Режим - в жизни всем необходим.

26. Бить или не бить. Вот в чём вопрос?

27. Выбор профессии. Чьё это дело?

28. Ребёнок в музее.

29. Компьютер и школьники.

30. Телевидение и дети.

31. Музыка в семье.

32. Искусство наказывать и прощать.

33. Какими они нас видят.

34. Познай самого себя.35. Истоки жестокости.

36. «Трудные» дети или родители?

37. Типичные ошибки семейного воспитания.

38. Неизбежен ли конфликт поколений?

39. Педагогика семейных отношений.

40. Праздник в семье. Каким ему быть?

41. Нужны ли семейные традиции?

42. Знаете ли вы своего ребёнка?

43. Семейные кризисы. Как их преодолеть?

44. Семья и школа: проблемы взаимоотношений.

45.Профилактика социальных вредностей.

46.Социально - педагогическая запущенность у детей.

47.Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей?

48.Как наши страхи становятся страхами наших детей?

49.Что родители должны дать детям, и что дети должны дать своим родителям?

50.В чем суть воспитания - в обучении или в общении? Нравственные основы родительства.

51.Наши конфликты с детьми (с включением элемента проигрывания ролей).

52.Наказание. Роль ярлыков.

53.Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль прикосновений в общении.

54.Эффекты, оказывающие влияние на развитие личности ребенка типичными способами коммуникации родителей с детьми.

55.Беспокойный подросток. Что делать?

56.Семья как объект психолого-педагогической коррекции.

57.Как помочь младшему школьнику в выполнении домашнего задания.

58.Отношения в семье в триаде поколений.

59.Физические принципы исключительности: плохой аппетит, неправильный сон, энурез, заикание. Что делать?

60.Формирование характера и его недостатков у ребенка. Чем достигается исправление характера?

61.Возможность исправления недостатков характера. Коррективно-воспитательные достижения родителей.

62.Юность и ее проблемы.

63.Как создать счастливую семью.

64.Характер взаимоотношений детей и родителей.

65.Любовь матери.

66.Отцовская любовь.

67.Конфлик, кризис в семье. Развод.

69.Мачеха.

70.Если в семье нет мужчины.

71.Спокойная, уравновешенная мама, счастливый ребенок.

72. Воспитательный потенциал семьи.

73.Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.

74.Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях. Иерархия отношений в семье и основа семейного воспитания.

75.Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.

76.Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.

77. Диалог в семейном общении.

78. Принципы творческой педагогики в семье.

79.Современная семья; возможности и проблемы ее уклада.

80. Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.

81.Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.

82.Место традиций в современном семейном укладе.

83.Этика и эстетика семейного быта.

84.Возможности воспитания трудом в современной школе.

85.Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.

86.Искусство создания детского праздника.

87.Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.

88.О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье. Традиции семейного чтения.

89.Семья на пороге школьной жизни ребенка.

90.Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты). Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.

92.Понятие физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.

93.Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.

94.Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации. 95.Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

96.Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.

97.О развитии самосознания у детей и подростков.

98.Нравственные чувства человека и особенности их формирования.

99.Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности. 100.Нравственный облик и поведение человека.

101.Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.

102.Педагогическая запущенность подростка, ее причины.

103.Роль семейного общения в профилактики девиантного поведения и негативных привычек у детей.

104.Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.

105.Правовая и экономическая защита личности ребенка.

Консультация для родителей по профилактике правонарушений детей дошкольного возраста

«Что нужно делать родителям,

чтобы ребёнок не попал в беду».

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка.

В первую очередь к социальным причинам возникновения девиантного поведения маленьких детей относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие» включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).

Многочисленные исследования показали, что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:

    скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности); потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша); чрезмерная строгость и требовательность к малышу; эмоциональное отвержение; гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.

Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.

В первую очередь важно позаботиться об эмоциональном благополучии своего ребёнка.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий, коррелирующие с типом материнско-детского взаимодействия и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка.

Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Под высоким уровнем эмоционального развития принято понимать: желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время; успешное участие в коллективных делах, успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей, умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми, заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т. д.

В отечественной психологии традиционно упор делался на эмоциональные переживания ребенка во взаимодействиях со взрослым. Мать первоначально рассматривалась как источник стимуляции, обеспечивающий удовлетворение потребности во впечатлениях. В первые недели жизни поведение матери (проявление положительных эмоций во взаимодействии с ребенком) обеспечивает возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении (в форме эмоционального взаимодействия) и ее последователи считают потребность в общении самостоятельной потребностью, но возникающей также в течении периода новорожденности на основе активного воздействия взрослого. Проявляя свое эмоциональное отношение, взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии, которое является содержанием первой формы общения - ситуативно-личностной. Эмоциональная депривация ребенка в этом возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной сферы. Основное внимание уделяется структуре и содержанию эмоциональной сферы ребенка, хотя не отрицается влияние его эмоционального состояния на развитие познавательной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий (госпитализм и его более мягкие формы) состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности (которые являются основным предметом исследования), но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного (а точнее - эмоционально-положительного) состояния ребенка.


Родителям важно помнить, что без сопровождения взрослых дети не должны находиться в общественных местах:

До 7 лет – круглосуточно;

С 7 до 14 лет – с 21 часа;

С 14 до 18 лет – с 22 часов.

Ответственность за это несут родители.

Подумайте о своем примере

Трудно предположить, что кто-то поверит советам родителя, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками и так далее. Не забудьте, что даже такие "невинные" пороки требуют объяснения ребенку.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным-пьяна.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Шестилетний ребенок очень эмоционален: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии – его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

ГУ ТО СРЦН №2 г.Белева

Тульской области

Памятка для родителей.

Воспитание подростков никогда не было легким делом. Кажется, что сегодня мир кружится быстрее и прежние масштабы воспитания не имеют никакого значения. Наше поколение молодежи находится в жестокой жизненной борьбе и большом душевном стрессе. Молодежь, не нашедшая себя в условиях нынешней реальности, утверждается не всегда законными средствами и способами. Это значит, что дети нуждаются в любви взрослых, больше, чем когда-либо!

Задача родителей состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом. Что бы ни случилось с сыном или дочерью, родители, прежде всего, должны проанализировать собственные ошибки и недостатки. В этом заключается разумность в отношениях взрослых и детей – основа семейного воспитания.

Подготовила:

Тинькова Татьяна Ивановна.

Октябрь, 2017 год.

Причины, по которым подростки чаще всего совершают правонарушения :

1. Подростки без должного почтения относятся к закону.

2. Из-за отсутствия контроля со стороны родителей, подросток часто совершает противоправные поступки: употребляет алкоголь, участвует в драках, оскорбляет окружающих.

3. Зачастую, из-за отсутствия занятости молодых людей, противоправные действия совершаются от скуки и безделья.

РОДИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ:

1. Не допускать пребывания в общественных местах без их сопровождения детей и подростков

в возрасте:

До 7 лет – круглосуточно;

От 7 до 14 лет – с 21 часа до 6 часов утра;

От 14 до 18 лет – от 22 часов до 6 часов.

2. Не допускать нахождения несовершеннолетних в учебное время в интернет-залах, игровых

клубах, кафе, барах, ресторанах, кинотеатрах и других развлекательных учреждениях.

3. Не допускать пребывания без их сопровождения детей и подростков в организациях общественного питания, где производится распитие алкогольной продукции.

Советы родителям :

1. Разговаривайте со своим ребенком: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.

2. Умейте выслушать – внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.

4. Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.

5. Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которые не можете выполнить. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать.

6. Старайтесь все делать вместе, планировать общие интересные дела: нужно как можно активнее развивать интересы ребенка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет сигарета, наркотик или предложение совершить противоправное деяние.

7. Общайтесь с его друзьями, подросток часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения.

8. Помните, что ребенок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить и в свои силы.

9. Показывайте пример: алкоголь, табак, медикаменты – их употребление привычно, хотя может вызывать проблемы (например, алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни – пример для ваших детей. Не запугивайте, они могут перестать вам верить.

10. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции.

11. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.