Конституция франции 1848 года характеристика. Франция в период второй республики (1848–1851 г.г.). история франции. Что такое кутюмы

Политическая обстановка во Франции после Революции 1848 г. Временное правительство

Первые десять недель после победы Февральской революции Временное правительство во франции выполняло функции главы государства, органа исполнительной и законодательной власти. Главной задачей правительства считалась подготовка выборов в Учредительное собрание, которому предстояло окончательно утвердить республиканскую форму правления и сформировать законные органы власти.

Выборы были назначены на 9 апреля 1848 г., участвовать в них могли граждане Франции с 21 года, вне зависимости от материального состояния и дохода, проживавшие в избирательном округе в течение 6 месяцев. Благодаря отмене имущественного ценза число избирателей увеличилось с 240 тыс. до 9 млн. Оплата труда депутатов (25 франков за день) во время парламентских сессий предоставляла возможность политической деятельности даже обездоленным гражданам. Демократический характер выборов обеспечивался свободой печати, собраний и ассоциаций. В течение нескольких дней после победы февральского восстания в Париже стали выходить 274 газеты. В марте в столице действовало 250 политических клубов, позднее их численность достигла 450. Политизация населения происходила и в провинции, в особенности в крупных городах Франции.

Между тем, сразу вслед за победой Февральской революции стал сказываться фактор неоднородности республиканского движения. Наряду с «политическими» демократами в нем участвовали сторонники глубоких социальных реформ. Хотя во Временном правительстве их представители оказались в меньшинстве, «социальные» республиканцы опирались на рабочее население Парижа, разоружившее солдат столичного гарнизона. Сочувствовали идеям социальной реформы префект столичной полиции М. Коссидьер и министр внутрених дел А. Ледрю-Роллен. Социалистическая пропаганда велась в политических клубах и в прессе. Уже 24 февраля 1848 г. различные представления о республике среди участников революции ярко проявились при утверждении новой государственной символики.

Сторонники социальной революции настаивали на признании статуса государственного за красным знаменем. А. Ламартину удалось отстоять трехцветный флаг, который с 1789 г. служил символом национального единства. В качестве уступки рабочим Временное правительство позволило прикрепить к древку знамени красную розетку.

На следующий день, 25 февраля, вооруженная толпа явилась в зал заседаний Временного правительства и потребовала обеспечения права на труд. Хотя большинство членов правительства придерживалось либеральных экономических воззрений, предусматривавших наличие рынка рабочей силы и свободу воли сторон при определении условий трудового соглашения, составлять текст соответствующего декрета было поручено Л. Блану, который пользовался доверием рабочих. Обязательство «доставить работу всем гражданам» побудило правительство создать национальные мастерские. Но вместо производственных мастерских посредством которых автор рассчитывал осуществить переход к социализму, Временное правительство организовало масштабную систему общественных работ по благоустройству города. Работники национальных мастерских объединялись в отряды, подобные военным подразделениям и получали одинаковую заработную плату 2 франка за день.

Министр общественных работ А. Мари враждебно относился к социалистическим идеям и утверждал, что опыт национальных мастерских излечит население от веры в них. При очевидных недостатках своей организации национальные мастерские стали важной формой государственной поддержки для десятков тысяч безработных Парижа.

Активисты политических клубов, пользовавшиеся значительным влиянием в Париже после Февральской революции, пытались отложить выборы в Учредительное собрание. Желанный повод для выступления дала состоявшаяся 16 марта манифестация национальных гвардейцев из буржуазных кварталов, протестовавших против роспуска их подразделений.

С целью организовать вооруженных людей, правительство в первые дни после революции сформировало, так называемую, мобильную гвардию, в которой служили на постоянной основе за жалование в 1,5 франка за день. В марте 1848 г. преобразованиям подверглась Национальная гвардия: она стала демократической по составу, в ее ряды мог записаться любой гражданин. Элитные подразделения национальных гвардейцев из богатых кварталов распускались, что и стало поводом выступления «меховых шапок», как называли эти подразделения в народе за особую форму головных уборов.

17 марта активисты политических клубов организовали массовую демонстрацию, в ходе которой заявили о готовности поддержать правительство от угрозы справа, но одновременно потребовали перенести выборы в Учредительное собрание с 9 апреля на 31 мая 1848 г. Поводом для переноса объявлялась необходимость более длительной пропаганды республиканских идей в провинции. Временное правительство было вынуждено пойти на компромисс: сроки выборов переносились, но незначительно – на 23 апреля.

Новое выступление сторонников революционных методов борьбы за власть, желавших отложить выборы, состоялось 16 апреля, но правительство на этот раз было готово дать достойный отпор. Около ратуши демонстрантов встретили вооруженные подразделения мобильной и национальной гвардии, и приверженцы прямой демократии были вынуждены впервые отступить.

История Франции:

Попытки организации Министерства труда. Люксембургская комиссия

Новая манифестация с социальными лозунгами была проведена 28 февраля 1848 года. Ее участники несли знамена и плакаты с лозунгами уничтожения эксплуатации человека человеком. Они потребовали организации министерства труда . Л. Блан поддержал это требование и пригрозил своей отставкой в случае отказа Временного правительства манифестантам. Поскольку отставка популярного социалиста могла привести к новым революционным выступлениям, либерально настроенное большинство министров пошло на уступки. Была учреждена особая правительственная комиссия по рабочему вопросу. Ее председателем стал Л. Блан, а заместителем председателя – Альбер. Заседания комиссии проходили в Люксембургском дворце, который и дал название этому необычному для середины XIX в. государственному органу.

Люксембургская комиссия не обладала достаточными финансовыми и организационными средствами для осуществления глубоких социальных реформ, однако, ее популярность среди рабочих была велика. Первое же заседание комиссии посетило около 200 представителей разных профессий, которые передали правительству свои предложения по улучшению условий труда. На основании этих предложений были приняты декреты о сокращении рабочего дня до 10 часов в Париже и до 11 часов в провинции, а также о запрете на деятельность подрядчиков, которых работники обвиняли в недобросовестности при посредничестве между трудом и капиталом.

Люксембургская комиссия способствовала в организации нескольких производственных кооперативов, помогла им получить правительственные заказы; устраивала третейские суды для разрешения конфликтов между предпринимателями и работниками, способствовала обеспечению доступными кредитами мелких торговцев. Она занималась распространением социалистических идей, содействовала росту солидарности трудящихся, организовала комитет из уполномоченных работников разных профессий.

Однако, надежды на осуществление реформ, которые радикально улучшат положение работников, оказались несостоятельны. Комиссия не обладала для этого ни достаточными финансовыми средствами, ни поддержкой со стороны Временного правительства. Однако, для своего времени деятельность Люксембургской комиссии представляла важный опыт социальной политики государства.

Выборы в Учредительное собрание 1848 г. принесли победу умеренным республиканцам. Среди 880 депутатов их представителей было около 500. Все члены Временного правительства были избраны от департамента Сена, в состав которого входил Париж.

Провинция, как обычно, последовала политическому выбору столицы, отдав голоса проправительственным кандидатам. 300 мест в Учредительном собрании заняли более консервативно настроенные кандидаты. Это были «нотабли» – выходцы из семей землевладельцев, предпринимателей, юристов, врачей и др., пользовавшихся авторитетом среди традиционных слоев населения, в особенности среди крестьянства.

Политические предпочтения «нотаблей» лежали, как правило, на стороне монархии, но после Февральской революции они вынужденно признали республику. Главной задачей этих депутатов было остановить революцию, избавить власть от влияния сторонников политического и социального радикализма. Сторонники «социальной» республики потерпели поражение на выборах. В состав Учредительного собрания не прошли известные лидеры политических клубов и популярные в Париже публицисты.

На своем первом заседании, 4 мая 1848 г. депутаты провозгласили Францию республикой. Тем самым Учредительное собрание дало понять, что законные государственные учреждения создаются посредством парламентских процедур, а не вследствие восстаний. Депутаты оставили за собой компетенцию принятия законов и новой Конституции Франции, а правительственные функции были переданы Исполнительной комиссии из 5 человек, которые руководили министрами. В состав этой комиссии вошли бывшие члены Временного правительства Э. Араго, Л. Гарнье-Пажес, А. Ламартин, А. Мари и А. Ледрю-Роллен.

Результаты выборов в Учредительное собрание вызвали разочарование среди сторонников «социальной» республики и опасения реакции против завоеваний Февральской революции. Наиболее радикально настроенные активисты политических клубов поспешили противопоставить представительной демократии акции народного протеста. Поводом для выступления стало обращение о помощи к французскому правительству, поступившее от лидеров польского национально-освободительного движения.

История Франции:

Внешнеполитический курс Второй республики (1848-1851г.г.)

Февральское восстание в Париже дало импульс европейской революции. Временное правительство обещало поддержку «угнетенным национальностям в Европе и за ее пределами». Оно же признало недействительными договоры о переделе карты Европы на Венском конгрессе, поскольку они были основаны на династическом принципе государственного устройства в ущерб национальному. Однако, политические демократы осознавали, что Франция не обладала необходимыми финансовыми и военными ресурсами, чтобы ввязаться в вооруженный конфликт с европейскими монархиями.

Учредительное собрание и Исполнительная комиссия сохраняли преемственность внешнеполитического курса Временного правительства и ограничивались, главным образом, моральной поддержкой национально-освободительных движений в Европе. Между тем, сторонники «социальной» республики, активисты политических обществ настаивали на ведении революционных войн, которые должны были содействовать углублению революционного процесса в самой Франции, подобно тому, как это было в 1792–1794 гг.

15 мая 1848 г. вожди политических клубов организовали 150-тысячную манифестацию в Париже с требованием к Учредительному собранию оказать поддержку национально-освободительному движению Польши. Столь массовая политическая акция имела также целью предупредить депутатов о недопустимости пересмотра результатов Февральской революции.

Манифестации и рабочие восстания во Франции в период Второй республики (1848-1851 г.г.)

Манифестация переросла в попытку государственного переворота. Большая группа активистов революционных обществ ворвалась в зал заседаний Учредительного собрания. Влиятельный деятель левых А. Барбес с трибуны собрания потребовал пересмотреть список правительства в пользу сторонников социальной республики. Участник тайных обществ и одновременно полицейский осведомитель в период Июльской монархии А. Юбер внезапно объявил о роспуске Учредительного собрания. Эта политическая провокация удалась.

Следуя традиции парижских революций, повстанцы отправились к ратуше с целью сформировать новые органы власти Франции. По приказу Исполнительной комиссии подразделения армии и национальной гвардии подавили мятеж. Лидеры революционного движения, среди них О. Бланки, А. Барбес, Альбер, Ф. Распайль, были арестованы, радикально-демократические клубы закрыты.

Поражение сторонников «социальной» республики предопределило судьбу национальных мастерских. Умеренно-консервативное большинство депутатов враждебно относилось к этому «социалистическому», по их мнению, учреждению. После закрытия демократических клубов национальные мастерские превратились в центр объединения сторонников глубоких социальных реформ. В качестве аргумента в пользу закрытия национальных мастерских приводилось плачевное состояние государственных финансов.

Февральская революция подорвала доверие к банковской системе и государственному кредиту. Акции Французского банка – главного эмиссионного центра страны – упали на 25 %. На состоянии финансов негативно сказалась отмена непопулярных косвенных налогов: гербового сбора, налога на соль, сборов с ввозимых в город продуктов питания и др. Желая поддержать кредит, Временное правительство досрочно выплатило проценты по государственным обязательствам, вследствие чего казна оказалась пустой. Правительству пришлось пойти на чрезвычайные фискальные меры: сроком на один год прямые налоги были увеличены на 45 %. Известие о 45-сантимовом налоге (поскольку на каждый франк уплачиваемого налога добавлялось 45 сантимов) в провинции было воспринято как плата за социалистические эксперименты в столице и, безусловно, повлияло на результаты выборов в Учредительное собрание.

Депутаты стремились освободить бюджет от «излишних», с их точки зрения расходов на социальную сферу. Между тем, расходы на содержание национальных мастерских непрерывно росли. Если в марте 1848 г. в них было занято 6 тыс. работников, то в мае – 100 тыс. В целях экономии государственных средств рабочее время в мастерских было сокращено до 2 дней в неделю, а в остальные дни работники получали половинное жалование – 1 франк. Наконец, 21 июня Исполнительная комиссия издала декрет о закрытии этого учреждения и о прекращении денежного содержания работников. Лицам в возрасте от 18 до 25 лет предлагалось вступить в армию, а остальным – работа по осушению болот в провинции.

Известие о закрытии национальных мастерских стало причиной восстания 23–26 июня 1848 г. Состав участников восстания был достаточно пестрым: помимо работников национальных мастерских в нем принимали участие представители индустриального пролетариата – машиностроители, железнодорожники, но преобладали лица, занятые на мелких мануфактурах, строители, лавочники – представители социальных групп, составлявших основу санкюлотского движения в 1792–1795 гг.

Вожди революционных клубов находились в тюрьме после неудачного государственного переворота 15 мая, а потому цели июньского восстания не были четко сформулированы. Но помимо собственно социальных целей, бойцы на баррикадах выдвигали политическое требование: роспуск Учредительного собрания.

Восстание не получило поддержки в стране, оказалось политически изолированным. Умеренные республиканцы сумели объединить общество под лозунгом защиты законности и порядка. 24 июня Исполнительная комиссия ушла в отставку. Учредительное собрание передало всю полноту правительственной власти военному министру генералу Л. Кавеньяку. Париж был объявлен на осадном положении. Против повстанцев использовались подразделения национальной и мобильной гвардий, а также регулярные войска. Баррикады расстреливались артиллерией. К утру 26 июня восстание было подавлено. Погибли 11 тыс. его участников, 15 тыс. были арестованы и заключены в тюрьмы.

Поражение июньского восстания означало поражение «социальных» республиканцев. Генерал Л. Кавеньяк сформировал кабинет, в котором не было сторонников социальных реформ. Были закрыты политические клубы и 32 газеты, издававшиеся левой оппозицией. Свобода печати ограничивалась и крупным залогом для издателей. Преследованиям подверглись лидеры и идеологи «социальной» республики, включая Л. Блана, который не поддержал июньское восстание.

История Франции:

Режим Л. Кавеньяка представлял собой республиканскую диктатуру. Генерал был сыном известного деятеля Конвента в 1792–1795 гг., а его брат возглавлял в 30-е годы XIX в. республиканские тайные общества. Подавив очаги прямой демократии, создававших угрозу парламентской республике, правительство Л. Кавеньяка организовало выборы в представительные органы власти департаментов, в окружные и муниципальные советы. В условиях политической стабильности велась работа над текстом новой Конституции.

4 ноября 1848 г. Учредительное собрание утвердило новую Конституцию , закреплявшую республиканскую форму правления во Франции. Государственный строй Второй республики основывался на принципе верховенства народа и на естественно-правовой доктрине. Главными ценностями общества объявлялись свобода, равенство, братство, семья, труд, собственность, общественный порядок. Провозглашались свобода вероисповедания, собраний, мнения, печати, петиции. Гарантировалась неприкосновенность личности. Смертная казнь была отменена. Помимо прав, за гражданами закреплялись и обязанности по отношению к государству.

Конституционные принципы Великой французской революции конца XVIII в. были дополнены новыми идеями, соответствовавшими задачам индустриального развития страны. Авторы Конституции настаивали на необходимости государственного вмешательства в общественные отношения. Отказавшись после дискуссии предоставить гарантии права на труд, депутаты признали обязанность государства «обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать». Провозглашалась доступность образования.

Законодательной властью наделялось представительное однопалатное Национальное собрание. Депутаты избирались на 3 года посредством всеобщего голосования совершеннолетних (с 21 года) мужчин прямой и тайной подачей голосов. Выработкой проектов законов занимался Государственный совет, состав которого формировался депутатами.

На государственное устройство Второй республики оказала влияние конституционная традиция США. Следствием этого влияния стало создание института выборного президента, который возглавлял исполнительную власть, обладал законодательной инициативой и обеспечивал исполнение законов, возглавлял вооруженные силы страны, заключал международные договоры, наделялся правом помилования. В соответствии с принципом разделения властей ряд важных функций президент мог реализовать лишь при согласии Национального собрания и Государственного совета. Он не вправе был лично командовать армией. Президент избирался на 4 года и мог быть переизбран лишь по прошествии следующего 4-летнего срока, в течение которого этот пост не вправе были занимать ни его родственники или свойственники, ни назначенный им вице-президент.

Создание сильной президентской власти в стране с традициями королевского абсолютизма и бонапартизма, с высоким уровнем централизации управления, с большой армией и разветвленным бюрократическим аппаратом заставляет предположить, что авторы конституционного проекта предполагали законно закрепить формировавшийся режим республиканской диктатуры во главе с генералом Кавеньяком. Если бы президента избирало Учредительное собрание, кандидатура генерала оказалась бы вне конкуренции. Однако, соперники Л. Кавеньяка, в частности А. Ламартин, ссылаясь на принцип народного суверенитета, сумели убедить депутатов, что президент должен получить доверие избирателей.

Выборы первого Президента Франции. Луи-Наполеон Бонапарт

Выборы президента Франции состоялись 10 декабря 1848 г. Наряду с кандидатами от разных фракций республиканцев – Л. Кавеньяком, А. Ламартином, А. Ледрю-Ролленом – в них принял участие принц Луи-Наполеон Бонапарт , на дополнительных выборах в сентябре 1848 г. ставший депутатом Учредительного собрания. Лично неизвестный подавляющему большинству населения, лишь незадолго до выборов приехавший во Францию из Лондона, этот кандидат в президенты одержал сенсационную победу: за него было отдано 5434 тыс. голосов, намного больше, чем за всех его соперников вместе; оставшийся вторым Л. Кавеньяк получил 1400 тыс. голосов избирателей.

Луи-Наполеона поддержало крестьянство и другие демократические слои традиционного общества, в особенности в провинции. Они голосовали против парламентской республики, которая принесла увеличение налогового бремени, политическую нестабильность. Как за «меньшее зло», за принца Бонапарта голосовали сторонники монархического правления, «нотабли», желавшие окончательного подавления революционной «анархии». Победитель на президентских выборах не представил развернутой программы действий. Избиратели голосовали за старшего представителя дома Бонапартов, за наполеоновскую легенду, с которой связывались такие ценности, как равенство, стабильность, национальная слава.

Вступив в должность президента, Луи-Наполеон назначил главой правительства лидера консервативной части Учредительного собрания «орлеаниста» О. Барро. Между республиканским большинством депутатов и Бонапартом сразу возникли серьезные разногласия. Демократы протестовали против запрета политических собраний, а также против использования французских войск в карательных операциях против итальянских республиканцев-революционеров. Бонапарт настаивал на скорейших выборах в Законодательное собрание, не без оснований надеясь на поражение республиканцев.

Выборы в Законодательное собрание состоялись 13 мая 1849 г. Из 750 избранных депутатов около 500 принадлежали к так называемой «партии порядка», приверженцам реставрации Бурбонов (легитимисты), Орлеанской династии или бонапартистской империи. Республиканцы, имевшие большинство в Учредительном собрании, сохранили за собой лишь 70 мест.

Сторонники социальных реформ составили коалицию под названием «Новая гора», которая получила 180 мест в новом собрании. Название этой коалиции свидетельствовало о верности традициям якобинско-санкюлотской республики 1792–1794 гг.

Столкновение «Новой горы» с президентом и «партией порядка» было неизбежно. Поводом послужила военная интервенция Франции в Италию с целью восстановления светской власти папы, утраченной вследствие революции. Лидер «Новой горы» А. Ледрю-Роллен обвинил президента в нарушении Конституции, запрещавшей использовать французские войска для подавления свободы других народов. Республиканцы потребовали предать Бонапарта суду, но не были поддержаны монархическим большинством собрания.

13 июня 1849 г. депутаты «Новой горы» вывели тысячи парижан на демонстрацию протеста против действий президента. Правительство использовало это выступление для разгрома демократического движения. 33 депутата из «Новой горы» были преданы суду, политические собрания запрещены, газеты, поддерживавшие «социальных» республиканцев, закрыты.

Разгром «Новой горы» сделал неизбежным упразднение республиканской формы правления, которая не пользовалась поддержкой ни президента, ни Законодательного корпуса. Проявлением кризиса республики стал рост влияния клерикализма. Президент и депутаты-монархисты были солидарны в симпатиях католической церкви, которая представлялась оплотом против революционного рационализма. Бонапарт ставил себе в заслугу военную поддержку, оказанную Папе против итальянских революционеров.

Законодательное собрание 16 марта 1850 г. разрешило открывать наряду с государственными светскими школами частные, принадлежащие католическим конгрегациям. 31 марта был принят анти-демократический закон, вводивший имущественный ценз и трехлетний ценз оседлости для избирателей. Из политического поля таким образом исключалась треть избирателей. В принятии закона были заинтересованы сторонники реставрации одной из цензовых монархий – легитимисты и орлеанисты. Разгорелась борьба между большинством депутатов и президентом, стремившимся к установлению режима личной власти.

История Франции:

Внутренняя политики Бонапарта. Установление режима авторитарной демократии

В 1850–1851 гг. бонапартисты инспирировали множество петиций с требованием пересмотра Конституции в той части, которая запрещала президенту переизбираться на новый срок. Законодательное собрание отклонило эти требования. Приближение срока окончания полномочий президента заставило Бонапарта решиться на государственный переворот. Под предлогом защиты республики президент распустил Законодательное собрание и арестовал лидеров оппозиции. Заседания Верховного суда, признавшего действия президента анти-конституционными, были приостановлены.

Желая получить поддержку населения, Бонапарт отменил действие закона от 31 марта 1850 г., которым вводились ограничения избирательного права. Он объявил, что новая Конституция будет вынесена на народное голосование. Тем не менее, государственный переворот встретил сопротивление в рабочих кварталах Парижа и в ряде департаментов. Бонапарт объявил 32 департамента на осадном положении и, опираясь на армию, сломил сопротивление республиканцев. Более 26 тыс. повстанцев были арестованы, 15 тыс. приговорены различным видам наказания. И все же подавляющее большинство французов поддержали бонапартистский переворот. Обнародованная 14 января 1852 г. Конституция была одобрена 7481 тыс. голосами против 647 тыс. Франция вернулась к режиму авторитарной демократии.

Конституция 1852 г. возрождала государственный строй Консульства. Президент Луи-Наполеон Бонапарт получал полномочия на 10 лет. Он был главой государства, исполнительной власти, в его компетенцию входило назначение должностных лиц, объявление войны и чрезвычайного положения, заключение мира. Только президент обладал правом законодательной инициативы, причем проекты нормативных актов готовились в Государственном совете, состав которого назначался главой государства. Депутаты Законодательного корпуса, избиравшиеся населением, утверждали представленные Государственным советом законопроекты, а также бюджет, основные параметры которого разрабатывались правительством. Сенат, состоявший из 150 человек, назначавшихся Бонапартом пожизненно, обладал компетенцией конституционного контроля.

Согласно Конституции 1852 г. ответственным перед народом объявлялся президент. Правда, форма этой ответственности и механизм ее реализации Конституцией не уточнялись. На практике доверие народа к режиму бонапартизма проявлялось в ходе выборов в представительные органы власти и в результате плебисцитов, узаконивавших конституционные изменения.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

На всем протяжении существования Июльской монархии ширилось и крепло народное движение за демократию и избирательные реформы, которое в феврале 1848 года переросло в революцию, свергнувшую старый режим. 25 февраля 1848 года во Франции была провозглашена II Республика и образовано Временное правительство, которое объявило о введение всеобщего мужского избирательного права (старше 21 года и при условии оседлости более 6 месяцев). На основе нового избирательного закона во Франции были проведены выборы в Учредительное собрание, которое 4 ноября 1848 года приняло Конституцию II Республики (116 статей). В тексте Конституции было сказано, что она принята "перед богом и от имени французского народа". Франция объявлялась социальной республикой.

Впервые в конституционной истории Франции законодатель выходит за пределы естественных прав человека и индивидуализма, определяя общесоциальное назначение государства: достижение прогресса и цивилизации, "введение более справедливого распределения общественных повинностей и выгод". В связи с этим государство принимало на себя обязанность обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая им работу и оказывая материальную помощь тем, кто не имеет родных или не в состоянии работать. Государство организует общественные работы для безработных. Гарантируется свобода труда и промышленности. Основой социальной республики являются собственность, труд и семья. Отрицая революцию, Французская республика устремлена к социально-классовому компромиссу и с помощью законов стремится "... поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния".

Французская президентская республика опиралась на народный суверенитет и представительное правление. Впервые во Франции вводится институт президентства, который является центральным звеном всей государственной системы. Он был независим от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением, но не мог быть переизбран на второй срок. Как глава государства президент Французской республики был наделен широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования, правом назначать и смещать министров, дипломатов, префектов и ряд других должностных лиц. Он руководил армией и вел внешнюю политику. Но Конституция во всех направлениях налагала на власть президента различные ограничения. Например, президент не мог лично командовать армией, отсрочка в опубликовании закона могла быть отменена парламентом, не мог распустить последний.

Национальное собрание (парламент) было однопалатным и состояло из 750 депутатов, избираемых на 3 года на основе всеобщего, прямого мужского избирательного права при тайном голосовании. Избирателями могли быть все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Депутаты считались общенациональными представителями, были неприкосновенны и неотзываемы. Национальное собрание избирало Государственный совет сроком на шесть лет, который предварительно рассматривал законопроекты правительства, разрабатывал административные уставы, осуществлял надзор за применение законов.

Конституция 1848 г., хотя и ввела разделение властей, но не предусмотрела механизма их "сдержек и противовесов", что на практике привело к политической конфронтации, усилению президентской власти, упразднению отдельных статей Основного закона, и в конечном итоге, к авторитаризму.

Революция 1848 года

Падение империи Наполеона не привело к восстановлению республики. В 1814 году Венский конгресс поспешил возвести на французский престол Людовика XVIII, вновь реставрировав свергнутую революцией династию Бурбонов. Согласно Хартии 1814 года Франция превратилась в конституционную монархию с парламентом из 2 палат (палатой депутатов и палатой пэров). Однако Людовик XVIII и его преемник Карл X упорно пытались восстановить дореволюционные порядки.

В июле 1830 года были опубликованы четыре Ордонанса Карла Х, грубо нарушавшие Хартию 1814 года. Королевские указы вызывали всеобщее возмущение, вылившееся в революционный взрыв. Народ совершил революцию, уничтожил монархию Бурбонов, но установить республику не смог. Власть захватили консервативные силы, которые возвели на престол Луи-Филиппа Орлеанского. Новой конституцией стала Хартия 1830 года. Утвердилась июльская монархия .

Недовольство режимом июльской монархии очень скоро охватило различные слои французского общества. Росту политической оппозиции способствовал экономический кризис «голодных сороковых». Особенно ухудшилось экономическое положение между 1845 и 1847 гг., так как один за другим следовали неурожайные годы, что вызывало резкий рост цен на зерно. Ко всем бедам в 1847г. Европу потряс мировой промышленный кризис.

Искра вспыхнула во Франции в 1848 году , после чего революция приобрела небывалый размах. В ней слились воедино борьба различных слоев общества за демократизацию политического строя, против элементов старого порядка, мешавших промышленной революции, а также выступления рабочих против буржуазии, национальные движения (освободительные и объединительные).

Борьба за избирательную реформу 22 февраля 1848 года вылилась в революцию. Париж покрылся баррикадами. 24 февраля все важные пункты столицы оказались в руках восставших. Луи Филипп уже соглашался на проведение избирательной реформы, но было поздно. Народ требовал его отречения. Король отказался от прав на трон и бежал в Англию. Июльская монархия была свергнута. Революция победила. Вторично Франция становится республикой.

Было создано Временное правительство , которое отменило дворянские титулы, издало декреты о свободе печати, политических собраний, праве для всех граждан вступать в национальную гвардию. И, наконец, был издан декрет о введении всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года. Во Франции установился наиболее либеральный политический режим в Европе.

Конституция 1848 года

В результате революции во Франции установилась Вторая республика, легитимно закрепленная в Конституции 4 ноября 1848 года .

Конституция 1848 года состояла из введения и12 глав . Она основывалась напринципах народного суверенитета, естественного права и разделения властей.

Во введении провозглашалисьзадачи дальнейшего государственно-политического развития страны, которые заключались в стремлении Франции«поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния» .

Первая глава содержала перечень прав и свобод граждан французской республики. Здесь декларировались:

    неприкосновенность личности

    неприкосновенность жилища и собственности

    право на справедливое правосудие

    свобода совести

    свобода слова и печати

    свобода митингов и собраний (здесь же запрещалась цензура и оговаривались пределы гражданских свобод: они могли ограничиваться только соображениями общественной безопасности)

    свобода образования

    право на равный доступ ко всем общественным и государственным должностям

Конституция восстанавливала принцип разделения властей.

Исполнительная власть

Конституция отдавала приоритет исполнительной власти. Власть эта делегировалась президенту от имени французского народа. Статус президента оговаривался вглаве 5 – «Об исполнительной власти» : он избирался населением на 4 года и обладал обширными полномочиями:

    право внесения законопроектов

    право отлагательного вето

    право помилования

    право назначения и смещения министров и других должностных лиц.

В то же время он не мог быть переизбран на второй срок и не имел права роспуска парламента.

Президентом республики стал племянник Наполеона I Луи Бонапарт .

Законодательная власть

Законодательная власть вручалась по Конституции Национальному собранию , в распоряжении которого не было механизмов воздействия на исполнительную власть.

Статус Законодательного собрания рассматривался в главе 4 «О законодательной власти» . Оно избиралось населением путем тайной подачи голосов и состояло из 750 депутатов.

Позиции Национального собрания ослаблялись Государственным советом , предусмотренным Конституцией для предварительного рассмотрения законопроектов. Ему принадлежали и функции административной юстиции. Госсовет избирался Национальным собранием на 6 лет, но ½ состава обновлялась с выборами в Собрание.

Судебная власть

Статус судебной власти и ее полномочия не регулировались подробно Конституцией. Глава 8 документа провозглашала равенство всех перед законом, а также главное публичное правосудие. Предусматривалось и существование суда присяжных.

  • Афинская демократическая республика в 5 в до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла. Система демократической власти управления. Афинский морской союз
  • Афинская демократическая республика в 5 в. до н. э. Реформы Эфиальта и Перикла. Система демократической власти и управления. Афинский морской союз.
  • Билет 4.Причины и исторические последствия феодальной раздробленности на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская феодальная республика.
  • Билет № 24 Конституция РФ о федеративном устройстве России.
  • Билет № 26 Закрепление в Конституции РФ республиканской формы правления
  • На всем протяжении существования Июльской монархии ширилось и крепло народное движение за демократию и избирательные реформы, которое в феврале 1848 года переросло в революцию, свергнувшую старый режим. 25 февраля 1848 года во Франции была провозглашена II Республика и образовано Временное правительство, которое объявило о введение всеобщего мужского избирательного права (старше 21 года и при условии оседлости более 6 месяцев). На основе нового избирательного закона во Франции были проведены выборы в Учредительное собрание, которое 4 ноября 1848 года приняло Конституцию II Республики (116 статей). В тексте Конституции было сказано, что она принята "перед богом и от имени французского народа". Франция объявлялась социальной республикой.

    Впервые в конституционной истории Франции законодатель выходит за пределы естественных прав человека и индивидуализма, определяя общесоциальное назначение государства: достижение прогресса и цивилизации, "введение более справедливого распределения общественных повинностей и выгод". В связи с этим государство принимало на себя обязанность обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая им работу и оказывая материальную помощь тем, кто не имеет родных или не в состоянии работать. Государство организует общественные работы для безработных. Гарантируется свобода труда и промышленности. Основой социальной республики являются собственность, труд и семья. Отрицая революцию, Французская республика устремлена к социально-классовому компромиссу и с помощью законов стремится "... поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния".

    Французская президентская республика опиралась на народный суверенитет и представительное правление. Впервые во Франции вводится институт президентства, который является центральным звеном всей государственной системы. Он был независим от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением, но не мог быть переизбран на второй срок. Как глава государства президент Французской республики был наделен широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования, правом назначать и смещать министров, дипломатов, префектов и ряд других должностных лиц. Он руководил армией и вел внешнюю политику. Но Конституция во всех направлениях налагала на власть президента различные ограничения. Например, президент не мог лично командовать армией, отсрочка в опубликовании закона могла быть отменена парламентом, не мог распустить последний.



    Национальное собрание (парламент) было однопалатным и состояло из 750 депутатов, избираемых на 3 года на основе всеобщего, прямого мужского избирательного права при тайном голосовании. Избирателями могли быть все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Депутаты считались общенациональными представителями, были неприкосновенны и неотзываемы. Национальное собрание избирало Государственный совет сроком на шесть лет, который предварительно рассматривал законопроекты правительства, разрабатывал административные уставы, осуществлял надзор за применение законов.

    Конституция 1848 г., хотя и ввела разделение властей, но не предусмотрела механизма их "сдержек и противовесов", что на практике привело к политической конфронтации, усилению президентской власти, упразднению отдельных статей Основного закона, и в конечном итоге, к авторитаризму.

    Кризис 1847–1848 гг. способствовал созданию новой революционной ситуации и быстрому росту республиканских настроений. Расстрел в феврале 1848 г. мирной демонстрации вызвал бурю возмущения и вооруженное восстание. Луи Филипп отрекся от престола.

    Созданное в результате февральской революции Временное правительство, состоявшее из представителей различных фракций французской буржуазии, под прямым давлением народных масс Парижа 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию республикой. Революционная обстановка вынудила временное правительство пойти на некоторые социальные уступки (принять декрет о сокращении на один час рабочего дня, образовать национальные мастерские для безработных). Из государственного аппарата были удалены откровенные монархисты и реакционеры, выведены войска из Парижа.

    Реакционное большинство собрания предварительно намеревалось отобрать у рабочих уступки, сделанные в результате февральской революции, и разгромить революционный авангард рабочего класса. Объявив о закрытии национальных мастерских, правительство спровоцировало пролетариат Парижа на июньское восстание, которое было жестоко подавлено военным министром Кавеньяком, получившим от Учредительного собрания диктаторские полномочия.

    Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция второй республики была документом, отразившим противоречия своей эпохи. В Конституции уже не было рассуждений о естественных правах человека, зато содержался набор широковещательных “социальных” деклараций.

    Основой республики объявлялись семья, труд, собственность и общественный порядок. Конституция 1848 г. прямо отвергла революционные методы борьбы, подчеркнув, что республика “стремится без новых потрясений, лишь последовательным и постоянным действием законов и учреждений, поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния”. Декларируемые в Конституции демократические права рассматривались как составной элемент капиталистического правопорядка. Пользование свободами не должно было выходить за переделы “общественной безопасности” или за рамки, установленные специальным законодательством. Так, одной из целей республики декларировалось “более свободное шествие по пути прогресса и цивилизации, введение более справедливого распределения общественных повинностей и выгод”. Республика принимала на себя обязанность “путем братской помощи” обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, кто не имеет родных и не в состоянии работать. Вместо четких требований пролетариата о праве на труд Конституция в туманных выражениях предусматривала, что общество “организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные предоставлять безработным занятия”. В предусмотренной Конституцией 1848 г. системе государственных органов центральное место было отведено президенту, независимому от парламента и избираемому на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями, правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т.д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних – дипломатов, главнокомандующих флотом и армией, правителей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Он мог бесконтрольно распоряжаться могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом и использовать в своих политических целях армию.



    Национальное собрание, избираемое на 3 года тайным голосованием и без имущественного ценза французами старше 21 года, было наделено законодательной властью. Но оно не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительного аппарата и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы.

    Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией, т.е. функции административной юстиции.

    Вторая империя. Первые же выборы по Конституции 1848 г. продемонстрировали ослабление позиций республиканцев. Президентом был избран Луи Бонапарт, не брезгующий никакими средствами для захвата власти.2 декабря 1851 г. под лицемерным предлогом защиты республики от заговорщиков и в прямое нарушение Конституции 1848 г. Луи Бонапарт разогнал Национальное собрание, установил открытую военную диктатуру. В демагогических целях Луи Бонапарт, используя приемы Наполеона I, объявил о восстановлении всеобщего избирательного права. Одновременно был введен режим военного и политического террора, направленный прежде всего против республиканцев и демократических сил.



    14 января 1852 г. Луи Бонапарт пробивал новую Конституцию, которая в своих чертах напоминала бонапартистскую Конституцию 1799 г. Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров и тем самым руководил полицейско-бюрократическим аппаратом. От имени президента осуществлялось правосудие республики, парламентарии и должностные лица приносили ему присягу на верность. Законодательный процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом.Сенат по указанию президента мог внести последующие изменения в конституционную систему. За президентом было зарезервировано право непосредственного обращения к населению в форме плебисцита, результаты которого в условиях полицейского контроля были предрешены. Таким образом, вся деятельность конституционных учреждений ставилась под контроль президента, власть которого, как и первого консула по Конституции 1799 г., имела лишь слегка замаскированный монархический характер. Логичным завершением Конституции 1852 г. был сенатус-консульт и последующий плебисцит о восстановлении во Франции императорской власти в лице Наполеона III. Официальное провозглашение Второй империи произошло 2 декабря 1852 г.

    После официального провозглашения империи государственный строй Франции приобретал все более авторитарный характер. Сенатус-консульт 25 декабря 1852 г. дал императору право председательствовать в Государственном совете и Сенате, издавать декреты и определять расходную часть бюджета, который лишь в самой общей форме утверждался Законодательным корпусом. Выборы в Законодательный корпус были поставлены под контроль правительства. Вводилась система “официальных кандидатов”, которые должны были поддерживаться местными властями. Кандидаты оппозиции практически были лишены возможности вести предвыборную кампанию. В 60-х гг. в связи с ростом общественного недовольства и подъемом рабочего движения Наполеон III был вынужден провести частные либеральные реформы (период так называемой либеральной монархии). Законодательный корпус и Сенат получили право ежегодно вотировать адрес на тронную речь императора, публиковать отчеты о своих заседаниях, в 1870 г. им было дано право постатейного голосования бюджета.

    Императорским декретом 1 марта 1854 г. был восстановлен корпус жандармов. Он рассматривался как составная часть армии и находился в подчинении военного министра.Политический авантюризм Наполеона привел к тому, что 1870 г. Франция оказалась втянутой в войну с Пруссией. Поражение и капитуляция французской армии, явившиеся результатом ее полной неподготовленности к войне, ускорили наступление новой буржуазно-демократической революции и падение Второй империи.