История эссе егэ. Как написать эссе по истории лучше историков

Задание №25 в ЕГЭ по истории в 2018 году будет заключаться в написании исторического эссе. Именно за качественное выполнение этого непростого задания все экзаменующиеся получат сразу 11 первичных баллов. Вот почему всем, кто хочет получить максимально высокий балл по ЕГЭ в этом году, просто необходимо знать, как писать эссе по истории.

Это задание не только самое «прибыльное» в отношении баллов, но и, пожалуй, самое сложное во всём экзамене. К его выполнению необходимо подготовиться заранее, тщательно изучив все вопросы, связанные с его написанием.

Как писать эссе по истории - особенности подготовки к ЕГЭ 2018

В 2018 году ЕГЭ по истории не претерпел каких-либо серьёзных изменений. Самым сложным во всём тесте по-прежнему остаётся последнее задание - написание краткого сочинения на историческую тему (эссе). Выполняя это задание, ученик должен будет продемонстрировать все свои знания по истории, полученные и усвоенные им во время обучения в школе. Приступая к выполнению 25 задания, он должен будет выбрать один из трёх исторических периодов, по которым нужно будет писать сочинение. Эти периоды относятся к разделам: «Древность и средневековье», «Новая история», «Новейшая история».

Об одном из этих периодов и нужно будет написать сочинение, при этом нужно строго соблюдать его хронологические рамки.

Например, выбран период «Древность и средневековье». К нему относятся исторические события, личности и даты, имевшие место быть в IХ-XVIII в. Экзаменуемый должен написать сочинение о значимом событии, произошедшем в то время. Это может быть эссе, посвящённое Куликовской битве, крещению Руси, основанию Москвы, битве на Чудском озере и т. д.

Для написания эссе нужно выбрать историческое событие

Если на экзамене был выбран период «Новая история», то, соответственно, нужно будет написать сочинение о событии, произошедшем с 1700 по 1914 годы. Это может быть воцарение Петра I, Полтавское сражение, Восстание декабристов, реформы Александра II, Революция 1905 года и т. д.

Если же темой для исторического эссе становится событие из периода «Новейшая история», то для его написания можно выбрать одно из событий, произошедших в промежуток между 1914 и 1991 годами. В этом случае написать сочинение можно об участии России в Первой мировой войне, Февральской революции, Гражданской войне в России, НЭПе, перестройке, коллективизации, индустриализации и т. д. Каждая выбранная тема требует детального описания и структуризации.

Структура и содержание

Правильно оформленное эссе по истории будет включать в себя следующие пункты:

  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.

Каждый пункт должен нести в себе информацию, которая будет максимально раскрывать выбранную тему. При этом не стоит снабжать своё эссе пустыми, ничего незначащими предложениями.

Во введении необходимо указать название события и указать период, когда оно произошло. Например, Смутное время: 1598 - 1613 годы. Затем нужно упомянуть деятелей, живших и в то время и внёсших свой вклад в историю.

Если эссе о Смутном времени, то это могут быть Борис Годунов, Василий Шуйский, Лжедмитрий, Минин и Пожарский и т. д. После этого следует кратко описать ситуацию, которая сложилась на тот момент в стране, отметить основные моменты, явления и процессы, связанные с нею.

Вот пример краткого и достаточно информативного введения:

«Период с 1598 по 1613 годы в российской историографии принято называть Смутным временем. В это время Российское государство пережило большое количество политических, экономических и социальных кризисов. В этот период в России было много политических деятелей, которые желали заполучить в свои руки всю власть в стране.

После гибели последнего царя из династии Рюриковичей, Фёдора Иоанновича, в стране стал править избранный Земским собором Борис Годунов (1598 - 1605). Годунов был влиятельным боярином, приближённым к семье последнего русского царя - Фёдора.

Именно с периодом правления Бориса Годунова многие историки связывают начало Смутного времени. Царь Иван Грозный разорил страну своей опричниной, голод 1601 - 1603 годов привёл к массовому недовольству населения и постоянным восстаниям. Эти события способствовали усилению недовольства населения правлением Бориса Годунова, а также подстрекали его врагов начать борьбу за власть в Москве».

В основной части нужно упомянуть как минимум два исторических процесса, которые напрямую относятся к выбранной дате. Это может быть правление Бориса Годунова и воцарение после него Лжедмитрия I. Также нужно упомянуть других людей, прямо или косвенно повлиявших на ход этих событий.

Постарайтесь раскрыть каждый раздел сочинения

Здесь же нужно упомянуть причинно-следственные связи, применить историческую терминологию. Примером причинно-следственной связи может служить следующий текст из сочинения:

«Ситуация для Годунова серьёзно ухудшилась с появлением на территории Российского царства Лжедмитрия I, который предъявил свои права на московский престол, объявляя себя «чудом спасшимся» царевичем Дмитрием. Благодаря поддержке крестьян, казаков и бояр, ему удалось с польским отрядом закрепиться в Москве.

К этому времени уже умер Борис Годунов, его жена и сын были убиты в результате боярского заговора».

Помните, все исторические явления или события порождают другие явления и события, и сами они при этом были рождены какими-то более ранними событиями и явлениями.

К исторической терминологии можно отнести такие понятия, как: царь, бояре, царство, Смута, Земский собор, опричнина и т. д.

В основной части выберите исторического деятеля, который, по вашему мнению, оказал самое большое влияние на дальнейший ход событий. Раскройте его историческую роль. При этом старайтесь приводить как можно большее количество исторических фактов и дат, конечно, если вы твёрдо в них уверены.

Укажите, каковы были итоги описанного вами исторического события. Напишите, к каким последствиям оно привело, как оно повлияло на другие процессы.

Основываясь на вышеперечисленных принципах, кратко опишите вторую часть в своём сочинении (напрямую связанное с первым).

Например:

«Важный шаг к восстановлению государственности был сделан в 1613 году, когда Земский Собор избрал новым русским царём Михаила Фёдоровича Романова.

Члены Земского Собора смогли перебороть кризис и избрать твёрдую политическую власть в Российском царстве благодаря Смуте. В годы Смутного времени они убедились, что их страна и народ могут справиться с произволом, хаосом и коррупцией».

Основываясь на фактах, указанных в эссе, в заключении нужно сделать главный вывод о значении этого периода для истории всей России. Постарайтесь вспомнить, что историки из разных стран и эпох писали о вышеперечисленных событиях. Вы также можете дать своё оценочное суждение, но при этом необходимо опираться только на подтверждённые официальной наукой факты.

Как оформить

Сам текст сочинения должен быть написан аккуратным почерком и разделён на абзацы, каждый из которых может соответствовать определённому пункту эссе: введению, основной части и заключению.

Сочинение также может быть выполнено по заранее подготовленному шаблону. Он значительно облегчает подготовку к написанию этой непростой работы.

Необходимо потренироваться в написании эссе перед экзаменом - это поможет справиться с волнением непосредственно во время него

Фразы-клише

Чтобы написать эссе по истории было немного легче, существуют специальные фразы-клише. С их помощью выстраивать предложения в своём сочинении будет гораздо проще.

Ниже приведены примеры для некоторых разделов сочинения.

Для введения

  • Период [даты] относится к царствованию/правлению [личность];
  • Это время является частью эпохи […];
  • (дворцовых переворотов, революции, Гражданской войны, смуты и т.д.);
  • Для данного периода характерно […];
  • (быстрое развитие промышленности, упадок экономики, сильнейший политический кризис);
  • Фразы-клише основной части;
  • В [дата] произошло (вариации: вторжение, революция, реформа, война и т. д.);
  • Сложные предложения со словами: «так как», «из-за», «потому что», «причиной было» и т. д.;
  • (неудачи и отсталость русской экономики из-за крепостного права стали причиной проведения Крестьянской реформы).

Для заключения

  • Историки расходятся в оценках этого периода… (вариации: существует несколько точек зрения на описанные события/в исторической науке до сих пор ведутся споры о значении этих событий);
  • Чтобы получить наивысший балл по ЕГЭ, нужно хорошо подготовиться как к теоретической, так и к письменной части

    Экзаменаторы зачтут ваше сочинение и поставят за него максимально высокий балл, если оно будет соответствовать главным критериям:

    • в тексте будут указаны как минимум два процесса, которые относятся к выбранной дате;
    • будут упомянуты исторические деятели, повлиявшие на события, процессы, явления;
    • в сочинении будут представлены причинно-следственные связи, применена историческая терминология;
    • не будет допущено фактических ошибок.

    Несмотря на всю сложность и заманчивость последнего задания в ЕГЭ по истории 2018, не стоит забывать и про другие вопросы из этого экзамена. Они также требуют пристального внимания, подготовки и тренировки со стороны экзаменуемого. За полностью решённую экзаменационную работу вы можете получить 55 первичных баллов.

Этот жанр сейчас переживает очевидное возрастание своей популярности. Сейчас он востребован не только литераторами, но и также программой обучения в выпускных классах средней школы. Французское слово «эссе» в нашем языке имеет значение «опыт, попытка, очерк». И действительно, этот жанр предполагает безусловно глубокое знание автором такого произведения предмета своего исследования. Но, кроме знания, важна оригинальная мысль, притягательный стиль изложения.

Жанровые особенности эссе

Как следует понимать из вышесказанного, пересказ истории этим жанром отличается от того, что мы можем видеть в учебниках. Здесь не ощущается желание представить предмет изложения объемно и систематично. Эссе по истории имеет четко выраженную направленность на раскрытие определенного сюжета, эпизода истории. Автор должен представить свой оригинальный взгляд, стиль мышления, изложить весомые аргументы.

Какого объема должны быть эссе

Не должно быть большим, соразмерным, например, с романом. Скорее, оно имеет компактный, ограниченный характер, хотя бы в силу освещения достаточно ограниченной темы. Ведь перед этим жанром стоит задача - осветить конкретный исторический сюжет, показать определенное видение роли отдельной личности. Обычно, в зависимости от замысла автора, оно соразмерно с рассказом или небольшой повестью. Объем - от нескольких до 20-30 страниц. Не существует единых рекомендаций о том, как пишут эссе по истории. Есть, как мы уже упоминали, лишь рекомендация придерживаться не разговорного, а академического стиля. Изложение сюжета может быть самым разнообразным и даже парадоксальным. Главное - другое: заставить историю «говорить», сделать ее «живой», пробудить эмоциональное внимание читателя к событиям «давно минувших дней». Следует подчеркнуть, что при этом субъективность автора находится в определенных границах: она не может противоречить реальным фактам и событиям.

Эссе по истории: как писать?

Многим из нас нравятся определенные сюжеты из истории. Они вызывают ассоциации и эмоции, позволяют гордиться своей страной. Как пишут эссе по истории?

Получив тему, произведите подборку материала к ней. Удостоверьтесь, что вы сможете ее изложить ярко и нестандартно. Если же собранный материал не позволяет этого сделать - тему лучше поменять. Составьте, исходя из вашей выборки, свой план рассуждений. Это - очень важно - жесткое следование выбранной логике.

Структурно эссе по истории начинаются со вступления, где сформулирован главный вопрос, определяющий направление изложения. Затем - основная часть, представляющая собой развернутый авторский ответ, отображающий его личную точку зрения на предложенную тему. Автору следует заранее предусмотреть аргументацию, все возможные «за» и «против». Они должны фигурировать в произведении. В основной части, на ее промежуточном этапе, дополнительно позиционируют краткий концентрированный ответ на вопрос, представленный во вступлении, а также - несколько предположительных подвыводов. Это - одна из жанровых особенностей. Заключение же представляет собой окончательную расшифровку подвыводов.

Аргументация эссе по истории

Ответ на вопрос, как пишут эссе по истории, будет, конечно же, не полным без указания, как использовать в нем аргументацию. Суть этого жанра составляет доказательство истинности взглядов автора. Оно использует не только логические рассуждения. Также в нем фигурируют и ассоциации, связанные с существующими в обществе моральными нормами и порожденными ними чувствами, эмоциями людей. Используются общеизвестные логические термины: индукция (способ доказательства, предполагающий логику: от частного - к общему выводу); дедукции (из общего умозаключения формулируется частный вывод); аналогии (сравнение логики прохождения двух исторических событий: эталонного и изучаемого, с последующей формулировкой выводов). Это всего лишь некоторые логические приемы, которые используются в эссе по истории. «Как писать доказательство его главного тезиса?» - этот вопрос предполагает многовариантность, в том числе и доказательство от противного, логическое опровержение, косвенное доказательство.

Планирование работы над эссе по истории

Вначале следует досконально изучить материал об исторической обстановке, в которой произошло формирование исторических личностей-фигурантов, подробности, обстоятельства и хронологию основных событий вашего эссе по истории. «Как писать о ходе исторических событий?» - спросите вы. Наиболее распространенное изложение - в хронологическом порядке. Его, как правило, рекомендуют для начинающих авторов. Говоря об исторических персонажах, следует представлять их личностные характеристики: на страже чьих интересов они стоят, какие взгляды на общество им присущи, способствовали ли лично они прогрессу или же наоборот. Сами темы эссе по истории зачастую содержат краткий намек на обосновываемый автором тезис.

Личность главного героя - важный элемент эссе

Что еще об историческом герое может прозвучать в таком сочинении? Его предпочтения, интеллектуальный уровень, организаторские способности. Противоречива ли его личность? Каково ее значение: для улучшения качества жизни народа, для дальнейшего развития страны. Особо ценна в эссе - эмоциональная авторская нравственная характеристика его главных героев. Она должна логично исходить из общей нити повествования и быть самым выигрышным ее элементом с точки зрения влияния на читателя. Эссе по истории России поэтому очень часто посвящаются харизматичным историческим личностям, настоящим героям и видным государственным деятелям - Александру Невскому, Петру I, Александру Суворову.

Блестящие битвы двадцати-двадцатидвухлетнего князя Александра: и послужили великому и святому делу - сохранению русской государственности, не в меньшей мере, чем его дипломатические успехи во взаимоотношениях с Золотой Ордой. Великое реформаторство, глубокое обостренное понимание важности прогресса, умение организовать и воодушевить людей отличало Петра Великого. Блестящий и героический Альпийский поход, удивительная и просто фантастическое взятие крепости Измаил прославили Россию и великого полководца Александра Суворова. Множество сюжетов, достойных эссе, содержит наша история.

Вывод

Рассматриваемый в статье эссе в настоящее время переживает свое возрождение. Он, воспитывая патриотизм, помогает взглянуть на яркие страницы истории свежим взглядом, заинтересовать историей своей страны широкий круг людей и особенно молодежь. А как известно, без прошлого нет и будущего. Важно помнить: кто мы и откуда, чтить и помнить своих великих земляков. Это - залог преемственности и того, что большие и важные дела, начатые нашими предшественниками, будут продолжены.

Как мы видим, план эссе по истории является, конечно же, необходимым элементом для его написания, но далеко не достаточным. Кроме него, для написание такого произведения важна стройная логика изложения, мощные неоспоримые документы в доказательстве и тонко донесенные до читателя основополагающие гражданские моральные принципы.

Прежде чем приводить примеры эссе по истории, попробуем понять суть данного термина. В энциклопедическом словаре под эссе подразумевается философский жанр публицистической, историко-биографической прозы, который включает в себя собственную позицию автора.

Эссе по истории России является прозаическим произведением несущественного объема. Оно имеет свободную композицию, является попыткой автора передать собственные соображения и впечатления.

Признаки

Что необходимо включать в эссе по истории? Шаблон написания предполагает использование определенных параметров:

  1. Конкретную тему либо вопрос.
  2. Собственное восприятие раскрываемой проблемы.
  3. Минимальный объем.

Как подобрать тему эссе по истории? На ЕГЭ предлагаются выпускникам конкретные задания, в которых предполагается раскрытие особенностей исторических личностей, определенных событий.

Особенности

Чтобы успешно справится с заданиями, предлагаемыми на выпускном экзамене по истории, на уроках ребята вместе с педагогом рассматривают примеры эссе по истории, учатся аргументировать свою точку зрения. Работа считается успешной только в том случае, если автору удается показать индивидуальность своей позиции, отношение к описываемому периоду, личности.

Отдельное внимание уделяется логике изложения материала, речи, уровню пространственного мышления.

Величина работы

Рассуждая над тем, как писать эссе по истории, отметим, что есть ограничения по объему работы. Каких-то жестких рамок не предполагается, но, как правило, историческое размышление желательно уместить в две-три страницы рукописного текста формата А4. Такая особенность связана с временными ограничениями, так как выпускнику еще необходимо предоставить ответы на другие вопросы.

Структура работы

Продолжим разговор о том, как писать эссе по истории. Во французском языке слово «эссе» означает "набросок", "попытка", "проба пера". Этот необычный жанр стал особенно популярным в последнее время. Именно поэтому его стали использовать для оценки индивидуальности мышления школьников, включив в выпускной экзамен по истории в 11 классе.

Анализируя разные примеры эссе по истории, можно выделить два жанра, которые противоположны по целям друг другу.

Первый вариант можно рассматривать в качестве творческой работы, предназначенной людям, увлекающимся историей. Рамки такого эссе не ограничены, поэтому оно напоминает подробный реферат по конкретному историческому вопросу. У автора подобного сочинения есть все возможности продемонстрировать свою осведомленность в рассматриваемом вопросе, доказать позицию. Также под творческой работой подразумевают строгую форму изложения знаний в том случае, когда есть жесткие ограничения по времени. Как должно быть построено такое эссе по истории? Шаблон работы на ЕГЭ предполагает логичное и краткое изложение позиции автора по конкретной тематике. Обязательным является применение нескольких аргументов для подтверждения своей точки зрения.

Требования к школьной работе

Как составить план эссе по истории? Сначала необходимо определиться с темой работы. Далее важно выделить основную идею эссе, подобрать исторический материал, на основе которого оно будет написано. Позиция автора должна быть мотивирована, поэтому в историческом эссе должны быть приведены четкие аргументы, являющиеся неоспоримым доказательством рассматриваемой точки зрения. Перечисление таких фактов допускается в свободной форме, но с обязательным комментированием автора.

В качестве формального требования к работе отметим одно - наличие темы эссе по истории.

Допускается использование произвольной внутренней структуры. Так как подобный материал считается малой формой письменной работы, он не предполагает обязательного повтора выводов в заключительной части, их вполне можно включить в основной текст или в название работы. Все примеры эссе по истории, рассматриваемые старшеклассниками при подготовке к ЕГЭ, содержат несколько аргументов.

Полезные факты

Что предполагает план эссе по истории? Если в реферате допустимо использование разнообразных вводных слов, например, «я хочу рассказать…», «я пришел к определенным выводам», то в эссе не предполагается загромождение работы лирическими отступлениями. Например, М. Эпштейн, анализируя особенности написания исторического эссе, отмечал, что его содержание должно быть конкретным и логичным, содержащим личную позицию автора, подкрепленную несколькими убедительными аргументами.

Что важно учесть в эссе

При формулировке темы рассматриваемой проблемы необходимо учитывать, что для исторического эссе характерна определенная тема, которая раскрывается автором в полном объеме. Допустим, автором выбран для работы материал с 1019 по 1936 года. В это время Русь была поделена между Мстиславом Храбрым и Ярославом Мудрым по Днепру. Назвать эссе можно «Лучше храбрость, чем великая мудрость», доказав в ходе рассуждений, что Мстислав в качестве правителя был оптимальным выбором для Руси. В этой же исторической эпохе интересным будет рассмотрение положения Руси под властью татаро-монгольского ига.

Также можно выбрать для написания творческой работы личность Петра I, составив интересное по содержанию эссе. Личность в истории неординарная, поэтому материал будет по-настоящему интересным и актуальным.

Например, в качестве материала для работы можно взять тот период, когда молодой царь создавал свой первый флот. Название такого эссе «Детское увлечение во благо процветания России» станет отражением того вклада, который внес Петр I в развитие российского флота.

Так как эссе является субъективным жанром, то и его оценка зависит от убедительности автора, тех аргументов, что были приведены им для подтверждения выбранной позиции.

Только в том случае, если используется корректное цитирование источников, аргументированы собственные выводы, можно рассчитывать на получение высокого балла за работу на выпускном экзамене по истории.

Проблематика и парадоксы в историческом эссе

Лучшим способом научиться писать хорошие работы будет следование готовым образцам. Проведем краткий анализ нескольких работ, признанных удачными, чтобы понять, на какие моменты важно уделить особое внимание.

К примеру в эссе по теме «Когда на сцене появляется другой», предполагает рассмотрение нравственных аспектов, связанных с историческим периодом смены власти в государстве. Чтобы получить за работу положительную отметку, важно привести 2-3 аргумента. Что для этого требуется? Владение информацией об основных реформах, проводимых в стране, последствиях смены власти. Нет необходимости делать конкретный отдельный вывод, достаточно соблюдать логичность изложения материала в структуре работы.

К примеру, название работы «Осмысление войны» говорит о том, что акцент автор делает на события, связанные с боевыми действиями, тяготами и лишениями для мирного населения.

Эссе о фашизме предполагает приведение в качестве аргументов не только периода 1941-1945 годов, но и современности.

Эссе «Развал СССР: катастрофа или благо 20 века?»

В незначительный промежуток времени наблюдалось серьезное крушение коммунистической страны. Советский Союз превратился в финансового банкрота, а потому исчез с политической карты мира. 15 союзных республик, входящих в его состав, получили независимость, стали выбирать новый путь развития.

В чем причина подобного развала? В первую очередь можно вести речь об экономических показателях. После открытий и освоения нефтяных месторождений, расположенных на территории Сибири, строительства газопровода из СССР в Европу, страна получила новый вид доходов - от экспорта газа и нефти.

Высокая доходность такого «бизнеса» скрывала проблемы, существующие в сельском хозяйстве, научной отрасли, пищевой промышленности. В стране не принимались меры по разработке и внедрению в производство новых достижений научно-технического прогресса, не было стимула для повышения производительности труда.

Для решения всех социальных задач использовались именно доходы, получаемые при реализации газа и нефти, они покрывали и недостаток собственного продовольствия.

Есть версия, что основной причиной гибели СССР стала гонка вооружений. Страна, имеющая огромный потенциал, приобретала мясо и зерно за рубежом, импортировала оборудование, которое не выпускалось внутри страны. Будущее великой державы зависело только от стоимости нефти и газа.

Американские аналитики, рассматривая объемы денежных средств, которые Советский Союз тратил на военные расходы, считали, что СССР стремится развязать войну в Европе, является угрозой для безопасности других держав.

Военные расходы негативно отражались на экономическом положении страны. Причина банкротства - не в личных качествах Михаила Горбачева, не в затхлости партийной верхушки, а в неэффективности советской политической и экономической системы.

Основными причинами кризиса и разрушения СССР стала индустриализация страны при уничтожении независимости крестьянства, превращение страны в крупного импортера продовольствия, огромные расходы на гонку вооружений. Сыграла свою роль и попытка разрешения проблем путем разделения единого государства на независимые республики.

Выше приведен один из примеров написания эссе на экзамене после окончания школы. Можно рассматривать его более подробно.

Правильное написание эссе по истории - это необходимое условие для получения высокой оценки по истории на выпускном экзамене.

Мастер класс по написанию исторического эссе в ЕГЭ по истории (C6).

Это задание – одно из самых сложных для проверки и самоконтроля, потому что критерии не всегда конкретны, а насыщенная жизнь исторического деятеля оставляет чувство, что «я еще что-то забыл». К тому же эксперты – тоже люди, со своими причудами, стереотипами, усталостью и наедине с вашими чудовищными почерками.

Поэтому ваша задача распадается на две:

Задача 1. Научиться видеть критерии и соответствовать им.
Задача 2. Оформлять ответ так, чтобы он был адекватно ценен экспертом.

Задача 1

Прочитаем критерии . Что от вас требуют по максимуму?

– указать время жизни персонажа с точностью до части века
– назвать не менее ДВУХ направлений деятельности
– охарактеризовать каждое направление, не допустив фактических ошибок
– подвести итоги (указать результаты) в количестве не менее ДВУХ

Что от Вас НЕ требуют? Эмоциональной оценки, литературной эстетики и т.п. Это важно в истории как науке, но не в данном задании – ведь в соответствии с официальными критериями это не будет учтено. (Хотя и стиль, и орфография важны – они создают у эксперта общее впечатление от работы. А это сказывается на его желании поддержать работу или проверить ее построже).

Стратегия успеха:

1. «Плюс один». Если максимально требуемое число ответа – два пункта, то надо выполнить хотя бы три (один – на всякий случай, если эксперт не зачтет один из пунктов). Т.е. надо постараться выбрать из списка деятеля, для которого вы способны назвать и охарактеризовать как минимум три направления деятельности.
2. «Экономим силы». Поверьте, времени после проверки и перепроверки всех остальных заданий остается так мало, что сделать идеальное эссе можно только если вы отлично представляете, где и как можно сэкономить силы на этом задании (а ведь это целых 6 (!!!) первичных баллов!).

Задача 2

Многие школьники считают, что «историческое эссе» максимально похоже на сочинение. И льют, льют, льют «красивые» навороченные тексты, добраться до сути которых эксперт должен ну очень захотеть.

Что от вас требуется? Сделать максимально прозрачную для экспертизы характеристику, оформление которой не позволит даже самому ленивому или придирчивому эксперту пропустить какой-то из пунктов или фактов. К тому же хорошо структурированную работу легче, если что, защищать на апелляции.

Стратегия успеха:

1. Хорошо продумать оформление работы. Выбрать вариант оформления, максимально комфортный для вас и при этом максимально удобный для экспертизы. Облегчите работу эксперту, и он ответит вам взаимностью!
2. Сделайте свой текст легко читаемым! Почерки современных учеников чудовищны. А в условиях экзаменационного стресса… Поэтому работа должна быть оформлена так, чтобы уже структура эссе, его графика говорили эксперту, что здесь есть несколько направлений деятельности, итогов и т.п. Но помните! Излишняя «художественность» опасна! Экзаменационная работа, слишком разрисованная индивидуальными элементами, может быть дисквалифицирована по подозрению в том, что она «помечена» для опознания!

Итак, безопасные способы «проявить» структуру эссе:

– формат таблицы
– подчеркивание заголовков (лучше)
– выделение разделов нумерацией (хуже)

Пример

Меншиков Александр. Годы жизни: 1672-1729.

Деятельность:

1) Ближайший сподвижник Петра Первого.
2) Именно трудолюбие и твёрдый характер Меншикова способствовали многим победам русских войск в Северной войне (1700-1721).
3) Конница Меншикова сыграла важную роль в Полтавской битве. Занимался промышленным предпринимательством.

1) Александр Меншиков стал первым в истории России Генералиссимусом.
2) После смерти Петра Первого был сослан в Берёзов, где и закончилась его жизнь.

Критерий 1 – время жизни, указано точно, 1 балл
Критерий 2 – направления деятельности:

Характеристика деятельности:

Есть отдельные факты о роли в военных действиях, ошибок нет. Остальные направления вообще не охарактеризованы. Не более 2 баллов при самом благожелательном отношении, наиболее вероятно – 1 балл (по критериям: Правильно указаны одно-два направления деятельности.
Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не характеризующие её деятельности).

Критерий 3 – подведение итогов:
В данном случае количество баллов зависит от субъективной оценки эксперта. Потому что один из результатов не имеет отношения к обозначенным направлениям деятельности. Наиболее вероятно – 1 балл (за Генералиссимуса).

Преимущества работы: четко видны положения.

Недостатки работы очень кратко и плохо с логикой (например, в 3 пункте смешаны конница и предпринимательство. Для эксперта – сигнал о списывании (Так же как и точные годы жизни. Если ученик точно и честно помнит годы жизни, он будет писать подробно, это хорошо известный лично ему, ученику, персонаж)

Итого: при «добром» эксперте – 4 балла, в норме – 3 балла.

Отличие творческого задания и его значимость для учащегося

Написание эссе по истории способствует развитию личности учащегося, учит вырабатывать свое собственное мнение, оценочное суждение по поводу того или иного исторического события, формировать ценностные приоритеты.

Эссе по истории не только проверяет знание автора исторических событий, но и способность систематизировать информацию, представлять результаты в свободной форме, понимать историческое значение событий и явлений.

Критерии оценки эссе на ЕГЭ

Историческое эссе оценивается по определенным критериям, исходя из которых можно выделить несколько правил написания эссе.

Эссе должно содержать следующие элементы:

  • более двух исторических событий или явлений;
  • две исторические персоны и их значимость в определенном периоде;
  • причинно-следственные связи между историческими явлениями в определенный период;
  • оценка значимости исторического периода;
  • корректное использование понятий и терминов по предмету.

Из чего состоит эссе по истории

Первым этапом в написании исторического сочинения является выбор периода в истории и определение его особенности. В начале эссе следует обозначить, чем характеризуется этот период, его специфику, а затем подбирать соответствующие факты.

Исторические факты

Факты в истории подразделяются на исторические и научно-исторические. Первые – это те, которые действительно имели место в истории, обладающие объективностью и локализованностью во времени и пространстве. Научно-исторические факты обычно отражают мнения ученых, их умозаключений по поводу исторических событий, основанные на исторических источниках.

При отборе фактов необходимо не просто перечислить события, происходившие в описываемый период, а выделить главные, наиболее значимые события, в полной мере соответствующие и отражающие специфику периода.

Оценочные знания

Далее требуется отразить оценочные знания о предмете, которые проявляются в знании различных научных точек зрения, версий описания исторических событий и явлений. При оценивании принимается во внимание глубина раскрытия вопроса и аргументированность суждений.

Характеристика исторической личности

Одним из критериев оценивания является описание исторической личности. Однако для получения высокого балла недостаточно простого описания деятельности персоны, даже очень подробного и развернутого. В задании требуется описать роль этих исторических персон в конкретном периоде, опираясь на исторические факты. Выполнение именно этого требования позволяет оценить эссе по этому критерию на более высокий балл.

Причинно-следственные связи

Умение выявлять причинно-следственные связи также является одним из критериев хорошего исторического эссе. Все исторические события или явления порождают другие события и явления, и сами, при этом, были рождены определенными событиями и явлениями. Учащийся должен уметь анализировать факты, устанавливать причины и следствия, делать соответствующие выводы, что является действительно довольно сложной умственной работой.

При этом важную роль играют имеющиеся знания всех фактов, относящихся к описываемому периоду, их хронологической последовательности. Необходимо выстроить логическую схему или цепочку событий, последовательно связанных друг с другом. Чаще всего бывает, что событие провоцирует несколько причин. В этом случае необходимо уметь выделять наиболее существенные события.

Типичные ошибки:

  • неверное выделение первостепенных причин и наименее важных;
  • подмена раскрытия причины описанием факта;
  • описание фактов без осмысления причинно-следственных связей.

Алгоритм написания эссе по истории

Последовательность работы над эссе по истории, которая поможет оформить качественное эссе, не упустив, при этом, важные моменты.

Шаг 1. Выбираем период.

Шаг 2. Подтверждаем правильность выбора.

Шаг 3. Выбираем название периоду, отражающее его специфику.

Шаг 4. Определяем события, относящиеся к этому периоду; выявляем наиболее важные и второстепенные.

Шаг 5. Вспоминаем исторических личностей, деятельность которых относится к этому периоду, их роль и влияние на исторический ход событий.

Шаг 6. Выявляем причины происходящих в этом периоде событий.

Шаг 7. Подбираем соответствующие исторические понятий и термины.

Шаг 8. Определяем исторические факты, раскрывающие значение периода, используем, при этом, мнения ученых.

Шаг 9. Упорядочиваем и систематизируем информацию.

Шаг 10. Составляем план и пишем эссе в соответствии с ним:

Введение (краткое описание сути выбранного периода);

Основная часть;

Заключение (оценка значимости периода).

Шаг 11. Проверяем и дорабатываем эссе.