Главный герой читает узник. «Узник» А. Пушкин. Отношение Пушкина к своим произведениям

Создавалось стихотворение «Узник» в период Южной ссылки Пушкина, под влиянием гнетущей атмосферы канцелярской службы в Кишиневе. После дома Раевских, где поэт гостил до переезда в Кишинев, последняя стала казаться ему мрачным и унылым заточением.

В этот период поэт находился еще под влиянием романтизма, поэтому стихотворение полностью выдержано в рамках этого направления. Важное место в стихотворении отведено личным переживаниям поэта, внутреннему миру, уводящего его далеко от реальности. Ссылка напоминает ему темницу, а он сам чувствует себя узником в этой темнице.

В стихотворении проявляется мастерство поэта скупыми штрихами создавать полноценную живую картину. Одной строчки поэту достаточно, чтобы перед глазами читателя возник образ холодной и унылой темницы: «Сижу за решеткой в темнице сырой».

Стихотворение состоит из трех строф. От строфы к строфе меняется и настроение автора. Если в первой строфе поэт находится во власти своей печали, а тон и интонация предельно спокойны, то во второй все его внимание приковано к вольной птице и чувствуется волнение, овладевающее поэтом, но в третьей он уже во власти своих грез, а тон стихотворения на своем пике.

Не случайно в качестве товарища выбран поэтом орел. Эта гордая птица символизирует свободолюбие и непреклонность. Более того, он тоже знаком с неволей: «Вскормленный в неволе орел молодой». В этом отношении орел близок к поэту. Стремление к свободе настолько сильно, что воображение рисует поэту белеющие за тучей горы и синеющие морские края.

Поэт зол на тех людей, кто лишил их свободы. Ему горько осознавать, что там, где есть человек, невозможна полная свобода. Он настолько измучен лишениями, что хочет улететь птицей в края, куда еще не ступала человеческая нога, «Туда, где гуляем лишь ветер…да я!».

Первая и последняя строфы представляют яркий контраст. Если первая строфа навевает грусть, то в последней звучат жизнерадостные романтические ноты. Поэт стремится показать, что физические тяготы и лишения не способны противостоять человеческим стремлениям к свободе и воле.

«Узник» Александр Пушкин

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Несмотря на то, что местный градоначальник, князь Иван Инзов, относился к поэту достаточно снисходительно, новое назначение на службу в канцелярию отдаленной провинции Пушкин воспринял, как личное оскорбление. Будучи по своей натуре свободолюбивым и лишенный права выбора, поэт понимал, что за слишком вольные стихи его ожидала, как минимум, ссылка в Сибирь. И лишь благодаря ходатайству друзей он сохранил титул дворянина и должность коллежского секретаря. Тем не менее, свое пребывание вы пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринимал как заточение. И именно этому периоду жизни посвятил стихотворение «Узник».

С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей . Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы. Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии – с заточением.

Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор. Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»».

И, поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Что именно имел ввиду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом? В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого «я», в результате чего раздражительность поэта лишь усиливалась. Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить. Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации. В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города. Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ. Сам по себе перевод в Одессу не изменил судьбу поэта, который по-прежнему вынужден был жить в ссылке, однако позволил ему самоутвердиться и доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью. А значит – никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности.

Примечательно, что именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом. Самым первым условием для этого является духовная свобода, поэтому, находясь в ссылке, Пушкин создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, среди которых и стихотворение «Узник», ставшее своеобразным жизненным девизом молодого поэта.


Стихотворение «Узник» было написано А.Пушкиным в 1822 году в Кишиневе во время южной ссылки. Известно, что поэт, прогуливаясь по городу, побывал в городской тюрьме. Больше всего его поразила картина тюремного двора, где цепью был прикован орел. Возможно, именно тогда и возникла мысль о сравнении судьбы поэта и орла.

На первый взгляд кажется, что название стихотворения «Узник» относится к лирическому герою, ведь первая строчка рисует тюремную камеру:

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Одно предложение, минимум деталей, но складывается целостная картина.

Мы легко представляем себе место, где находится герой: тесная камера, сырые стены. Даже кажется, что мы чувствуем запах сырости, которым пропитано все, не случайно инверсией поэт выделяет именно это слово – «сырой». А главное интонационное ударение – на слове «за решеткой». Именно решетка разделят мир на лирического героя на две части – темница, неволя и остальной мир, свобода. Что же он видит сквозь тюремную решетку?

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном…

Оказывается, главный герой лирической зарисовки – это тот самый орел, которого поэт наблюдает. Грустное настроение помогает почувствовать мужская рифма, которая еще больше как будто ограничивает пространство тюремного двора.

Кажется неправильным, что орел, свободная и гордая птица, выросла в неволе. Именно неволя и сближает лирического героя и орла, поэтому и называет он птицу – «мой грустный товарищ». Грустный, потому что орел

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно…

Прием многосоюзия помогает понять, как много смысла в действиях орла. Это только на первый взгляд кажется, что он просто ест, на самом деле поглощение «кровавой пищи» - не главное его занятие. Орел как будто встречается взглядом с лирическим героем, он способен думать, размышлять, звать (это ощущение создается за счет широкого использования олицетворений):

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Вот и прозвучало то главное, что сближает их. И это не просто тюрьма, в которой находятся герои, но и желание свободы, жажда полета. И теперь уже герой становится вместе с орлом «птицей», способной перелететь через тюремные стены в необъятный мир:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»

Мы как будто переносимся в тот мир, который так манит лирического героя и орла, ставших не просто товарищами, а братьями («пора, брат, пора!»). Тюрьма, заточение оказываются позади, а впереди - долгожданная свобода. Поэт раздвигает пространство – ввысь, до вершин величественных белых гор, и вдаль, где синеет бескрайнее море. Появляются яркие краски (белеет, синеют), помогающие почувствовать всю прелесть природы (тогда как в первой части красный цвет «кровавого» мяса лишь усиливал трагизм картины). Анафора не случайно выделяет слово «туда». Это как выдох, как крик героя, который разносится далеко-далеко, отдаваясь эхом благодаря женской рифме. Восклицательные предложения меняют тон лирического повествования. И совсем по-другому звучит четырехстопный амфибрахий, грустный в начале и торжественный в конце. И хотя свобода существует лишь в воображении лирического героя, мы забываем об этом, мысленно переносясь в мир, созданный поэтом.

Это стихотворение раскрывает тему «вольности святой», которой проникнуто все раннее творчество А. Пушкина. Мы понимаем, что лирическому герою, в котором угадывается сам поэт, было мучительно тяжело находиться в ссылке, в которой он чувствовал себя как в тюрьме. Жажда свободы ощущается в каждой строчке стихотворения. Образы, типичные для поэтов-романтиков (орел, море, горы, ветер), также усиливают свободолюбивые мотивы стихотворения. Кишинев ассоциируется у него с темницей, а сам поэт - с орлом, оказавшимся в неволе. Духовная свобода становится для Пушкина высшей ценностью – в этом главный смысл стихотворения.

«Узник» написан Лермонтовым во время сидения под арестом за стихотворение на смерть Пушкина (значит - в феврале 1837 г.). А. П. Шан-Гирей вспоминает: "Под арестом к Мишелю пускали только его камердинера, приносившего обед; Мишель велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес, а именно: «Когда волнуется желтеющая нива», «Я, матерь божия, ныне с молитвою», «Кто б ни был ты, печальный мой сосед», и переделал старую пьесу «Отворите мне темницу», прибавив к ней последнюю строфу: «Но окно тюрьмы высоко». («Записки Е. А. Сушковой», «Academia», Л., 1928, стр. 380.)

На самом деле отношение между «Желанием» («Отворите мне темницу», 1832 г.) и «Узником» несколько сложнее. Кроме первых четырех строк Лермонтов от своего старого стихотворения почти ничего не оставил. В «Желании» тюремная тема взята очень обще и условно-символически; «Узник» несравненно конкретнее: условно-поэтическая романтика тюремных мотивов, характерная для этой эпохи, сливается и скрещивается здесь с конкретной автобиографической ситуацией.

Тема тюрьмы представлена в русской поэзии начала XIX века преимущественно как условный символ, заимствованный, главным образом, из западной литературы. Такова она, например, в стихотворениях Жуковского: «Узник мотыльку, влетевшему в его темницу» (из де-Местра, 1813), баллада «Узник» (1819), сюжетно совпадающая с стихотворением А. Шенье «La jeune captive» (см. перевод Козлова - «Молодая узница»), и «Шильонский узник». Использование темы тюрьмы в качестве лирического сравнения встречаем у Рылеева и у Пушкина. Конкретно-автобиографический характер эта тема приобретает у Полежаева («Арестант», «Осужденный», «Цепи» - см. в книге Б. Эйхенбаума «М. Ю. Лермонтов», Л., 1924, стр. 55-57, где приведен сравнительный материал).

Эволюция тюремной тематики в русской поэзии XIX века заключалась в постепенном превращении романтического героя - «узника» или «пленника» - в конкретного «арестанта» и романтической «темницы» в реальную.

«Узник», как отмечал еще Шевырев (в «Москвитянине», 1841), близок к Пушкинскому стиху. Шевырев выделил курсивом наиболее «Пушкинские» строки: «Черноглазую девицу, черногривого коня», строфу «Добрый конь в зеленом поле» и конец (от строки «Только слышно за дверями»). Белинский отзывался об «Узнике» (вместе с «Ангелом») неодобрительно: «Стихи Лермонтова недостойны его имени» (в письме к В. П. Боткину от 24 февраля 1840 г., - «Письма», т. II, стр. 70; ср. аналогичный отзыв в его рецензии на «Одесский альманах», - «Отеч. записки», 1840, № 2).

В анализируемом стихотворении «Узник» (Пушкин) лирический герой отождествляет мир с темницей, сравнивая свою жизнь с пребыванием птицы в клетке. Его двойником становится «орел молодой». Обладая качествами необыкновенной личности, он в то же время похож на реальную птицу: машет крылом, клюет «кровавую пищу», кричит, стремясь вырваться и улететь ввысь. Орел — аллегория свободолюбивой личности, он «грустный товарищ» узника, и его намерения понятны человеку, вглядывающемуся в мир за тюремным окном.

Параллель с птицей выдвигает на первый план в образе лирического героя сознание того, что исполнение его мечты об абсолютной, неограниченной свободе невозможно. Но неосуществимость идеала не заставляет отказаться от него. Несмотря на то что полет для пойманного орла немыслим, он грезит о нем, и если бы ему было дано «вымолвить» свое желание, то оно совпало бы с заветной думой лирического героя:

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Призыв улететь от мира темниц и грусти выражает одновременно бунтарство и безнадежность. В царство свободы уносит только воображение, одиночество непреодолимо: «грустный товарищ» «как будто» становится единомышленником, только «хочет» поддержать узника, называя обоих «вольными птицами». Важно не найти в действительности способ вырваться из мира-тюрьмы, а засвидетельствовать, что душа человека стремится к свободе, не может смириться с неволей. Романтическое преувеличение способствует выделению этого переживания в духовной жизни. Свобода воспринимается как центр внутреннего мира, благодаря чему в этом понятии просвечивают разные краски. В нем можно увидеть следы просветительских представлений о том, что воля — это «дар небес» (образ из оды А.Н. Радищева «Вольность»). Образ «темницы» имеет социально-политический смысл, понятный, если вспомнить протест против гнета тиранов, слышный в ранних стихотворениях Пушкина. У желания вырваться на волю — автобиографическая основа. Наконец, лирический герой стихотворения Пушкина «Узник», анализ которого нас интересует, стремится и к философскому осмыслению тяги к свободе как стремления, свойственного всему живому. Многозначность понятия свидетельствует о широте взгляда, что позволяет преодолеть романтическую одноплановость.

Пафос стихотворения о безысходном затворничестве оказывается оптимистическим, так как в романтическом конфликте внешнего и внутреннего побеждает духовная сила. Благодаря ей можно почувствовать свое единство со всем живым, услышать «зов» орла, а кроме того, сотворить новую реальность, создав образ прекрасного мира, где «белеет гора», синеет море, взгляд проникает за тучи, человек становится «вольной птицей», парящей над землей вместе с ветром. Края, куда стремится лирический герой, охарактеризованы как антитеза «темнице». Вырваться из нее в реальности невозможно, настоящее — это решетка, неволя, грусть, но в стихотворении совершается романтическая попытка реализации метафоры «улететь мечтой», и будущее, куда «пора» лететь, кажется близким и достижимым. На содержательном уровне преодолеть противоречие нельзя, для доказательства избраны интонационные и фонические художественные средства.

Стихотворение Пушкина «Узник» состоит из трех четверостиший четырехстопного амфибрахия с мужскими рифмами. Третья строфа резко отличается от предыдущих по тону и темпу речи. Высказывание начинается с последней строчки второго четверостишия, и в нем три восклицательных знака, передающих побудительную интонацию.

Повествовательность первых семи строчек сменяется зовом, криком («Зовет меня взглядом и криком своим...»). Анафора (повторение звуков или слов в начале стихотворных строк) привлекает внимание к указательному местоимению «туда». Три последние строки, подобно волнам (впечатление четырех ударов волн достигается благодаря четырехстопному трехсложному метру) выплескивают ключевое слово, открывающее тайну, куда надо стремиться. В показе трагического столкновения с внешним миром возвышается «я» — жаждущая абсолютной свободы личность:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..

В последней строфе слышны несвойственные началу стихотворения ассонансы. В рифмах первых шести строк (три параллельные рифмы) использован звук «о», напоминающий о смысле слова «решетка, неволя». Да и среди рифмующихся слов (сырой, молодой, крылом, окном, окно, одно) нет тех, которые указали бы на возможность выхода, даже крыло не знак полета, а деталь облика, бесполезная для узника. В последних четырех строчках в конце оказываются слова с гласным «а» (пора, гора, края, я). Между частями стихотворения две строчки с рифмой на «и» (своим, улетим), позволяющей акцентировать суть намерения лирического героя. Стать вольным он способен, только улетев от земли. Ассонанс на «и» подтверждает сходство личностных устремлений («я») с логикой устройства мира («гора», «края»). Проявив волю к освобождению, человек сольется со всей вселенной, сохранив неповторимую индивидуальность «я».

Насколько богаче станет его жизнь, передают цветовые характеристики. Темные, кровавые краски останутся в прошлом, на воле он почувствует, что мир многолик (в нем «белеет гора», «синеют морские края», над ними лежит тень тучи) и прекрасен. Доминанта в нем — это свет, озаряющий воображаемый пейзаж, который виден сквозь тучу, позволяющий распознать цвета и проявить личностный выбор. Настроение финала становится антитезой грусти и неподвижности: в мечтах люди летают, гуляют, восторженно кричат, видят мир с высоты птичьего полета. Ощущения вырвавшихся на волю передаются в стихотворении с той же долей конкретности, как в начале чувства заключенных, несмотря на то, что узником называет себя сам лирический герой («Сижу за решеткой в темнице...»), а картина освобождения появляется как его догадка (о нем «вымолвить хочет» орел). Художественные особенности стихотворения «Узник» (Пушкин), анализ которого мы провели, позволяют найти новые доказательства мысли о свободе как естественном праве человека. Лирическое излияние подтверждает ее не как иллюстрация, а подобно эмоционально убедительному примеру из жизни. Обращение лирического героя Пушкина к правоте бытия в поисках ответа на сложнейшие философские и моральные вопросы — отличительный признак его мироощущения. Приятие жизни во всех ее проявлениях, сопряженное с раздумьями о их смысле и причинах, обусловило неповторимое своеобразие центрального образа лирики поэта, которое можно распознать и в ранних произведениях, посвященных выражению вольнолюбия и бунтарства.