Фрейр — бог солнца в скандинавской мифологии. Фрейр, Freir: Скандинавский пантеон богов: Мифологическая энциклопедия Фрей бог викингов

Бог Фрейр входит в триаду верховных управителей Асгарда наряду с Тором и Одном. Он – единственный из троицы, кто никоим образом не связан с войной и конфликтами. Но это относительно, ведь у древних скандинавов каждый мужчины был воином, особенно в случае опасности. Фрейр почитался как бог плодородия, лета, солнца и солнечного света. Его описание во многом близко к образу славянского Семаргла и египетского Сета. Но Семаргл и Сет – защитники Солнца, а Фрейр – его воплощение, персонификация.
Фрейр был хранителем многих выдающихся артефактов. В частности, ему принадлежит вепрь Гуллинбурсти (с древнескандинавского – «золотая щетина», либо, по другой версии, «острозубый»). Гуллинбурсти был создан из свиной шкуры благодаря хитрости Локи, который заставил представителей двух древнейших кузнечных династий Свартальвхейма спорить за первенство в своей профессии. Считается, что Гуллинбурсти уступает в скорости лишь Слейпниру. Фрейр может ездить верхом на Гуллинбурсти, но чаще просто идет с ним рядом, что подчеркивает их дружеские отношения. При этом символом бога Фрейра является вепрь или кабан.


Другой артефакт бога Фрейра – Скидбладнир (дословный перевод – «собранный из дощечек»). Это корабль, который при необходимости может складываться до столь незначительных размеров, что без труда влезает в карман. Скидбладнир мог вместить в себя все войско Асгарда (в «разложенном» состоянии, разумеется), а его паруса всегда наполнялись попутным ветром. Кроме того, удивительный корабль бога Фрейра может путешествовать не только по морю, но и по суше. По одной версии Скидбладнир для Фрейра сотворили мастера-кузнецы Ивальди, по другой – сам Двалин, владыка темных альвов. Изначально корабль мог принадлежать Локи, но тот отдал его Фрейру за то, что украл волосы Сиф, жены Тора, по наущению Фрейи.
У бога Фрейра от великанши Герд родился сын по имени Фьельнир. В «Саге об Инглингах» (X век) сказано, что Фьельнир положил начало династии Инглингов, великих правителей Севера. Таким образом, население скандинавского полуострова (как минимум – «правящие классы») – это прямые потомки Фрейра из рода ванов. И сам Фрейр, и его сын Фьельнир, упоминаются во многих европейских хрониках, в частности – в «Деяниях данов» Саксона Грамматика (правда, под разными именами).

Согласно эддическим текстам Один поставил Фрейра правителем в Уппсале, где тот возвел величайшее капище и стал править (по другой версии в Уппсале правил не Фрейр, а его отец, Ньерд). Уппсала – один из древнейших городов Швеции, этот регион имеет старинную и богатую историю (долгое время Упсалла являлась религиозным, а позже – образовательным центром страны).

Фрейр (как историческое лицо) положил начало так называемому «миру Фроди», длительному периоду времени, который характеризовался полным отсутствием войн на Скандинавском полуострове. «Сага об Инглингах» говорит о том, что правление конунга Фрейра (он же, по всей вероятности, Фроди) ознаменовалось богатыми урожаями и общим повышением благосостояния населения. После смерти Фрейра его тело было тайно захоронено (почему-то не сожжено!) жрецами на некоем холме, который по легенде на протяжении трех лет «давал» золото, серебро и железо.

Бог Фрейр – уникальный образ. Он покровительствует миру, ненавидит и презирает войну, но обладает оружием исключительной мощи – мечом света. Тем не менее, как уже было упомянуто, он прощается с мечом ради любви (вероятно, Герд может выступать персонификацией земли, тогда Фрейр – персонификация неба, и этот миф описывается символический брак). Вероятно, это один из древнейших эддических сюжетов, который до сих пор вызывает массу вопросов.

Одно из наиболее распространенных имен Фрейра – Ингви. Предположительно, именно от него произошли знаменитые скандинавские имена (как мужские, так и женские) – Ингвар, Ингеборга, Ингмар, Ингрид. То есть Ингви – это знаковый эпоним, от которого, вероятно, произошло название упоминаемой Тацитом и Плинием группы ингевонов (германские племена VI века до нашей эры).

Одним из известных и любимых богов Северных традиций является бог Фрейр. Имя Фрейр с древнескандинавского означает «господин». Он действительно является господином плодородия, сексуальности, изобилия, процветания, родовой силы и урожая. Фрейр благословляет не только домашний скот и посевы, но и творческие начинания. Помогает в зачатии детей и приносит удачу семье в целом.

Также Фрейр — могучий воитель. И его символ вепрь олицетворяет не только плодородие, но и силу в сражении. Золотого вепря, который принадлежит Фрейру зовут Гуллинбурсти (золотая щетина). Участники ритуалов нередко скрепляли клятву, возлагая руку за спину жертвенной свиньи. Были среди воинов и такие, кто черпал свою силу не от медведя или волка, а от вепря. Вепря часто изображали на шлемах, оружии, чтобы передать силу животного воинам.

Фрейр — это единственный воин, которому в день Рагнарека предстоит выйти на поле боя без оружия, так как он отдал свой меч в качестве выкупа за великаншу Герд. Она стала его женой. Фрейр считался прародителем королей и шведская королевская династия возводила к нему свою родословную.

У Фрейра есть множество прозваний-хейти. Вот лишь некоторые из них: Аргуд («Бог урожая»), Бёдфрод («Мудрый в сражении»), Бьярт («Светлый»), Диар («Жрец»), Маттуг («Могучий»), Нитум («Кормилец»), Фегьяфа («Податель богатства») и Фольквальди года («Правитель народа»).

Фрейр — бог чувственных наслаждений. У бога Одина в Асгарде был самый высокий престол Хлидскьяльв, с которого можно было наблюдать а всем, что происходит в мирах. Один никому не позволял садиться на этот престол. Но однажды, когда Один отправился в странствия, фрейр тайком нарушил этот запрет. И взирая на происходящее в мирах, он заметил, что в Йотунхейме, мире великанов, есть прекрасная дева. Зажглась любовь с первого взгляда, Фрейр тосковал и днем и ночью, думая о прекрасной великанше. Не пил, не спал, изнемогая от страсти, пока мачеха Скади не велела Скирниру — другу и слуге Фрейра — выяснить, в чем причина его плохого самочувствия. Скирнир добился ответа и по просьбе Фрейра отправился в Йотунхейм, чтобы сосватать Герд ему в жены. В награду же он потребовал у Фрейра коня и волшебный меч, который сражался сам по себе. Его меч - магический пылающий меч, сражающийся по собственной воле, - единственная в мире защита от огненного великана Сурта. Фрейр отдаёт свой меч отцу Герд в качестве выкупа за невесту, а отец Герд вручает его Сурту. Этим мечом Сурт и уничтожит девять миров в день Рагнарёк. Меч, который Фрейр отдаёт врагу, может символизировать плодородие. В последней битве Фрейр выходит на бой с Суртом, вооружившись оленьими рогами.

Когда Скирнира допустили в палаты Герд, она оказалась неуступчивой, отвергнув предложение и дары Фрейра. Скирниру пришлось прибегнуть к сомнительным способам сватовства. Когда же гордая дева не поддалась и на угрозы, Скирнир проклял ее с помощью трех могущественных рун и еще одной - Турисаз, самой разрушительной и опасной руны во всем футарке. Это проклятие должно было вселить в нее неутолимую похоть, в связи с чем Энн Гроа Шеффилд в своей работе «Фрейр: бог мира» высказывает предположение, что «магия рун и зелий символизирует способность Фрейра пробуждать сексуальное желание». Так это или нет, но Герд согласилась встретиться с Фрейром в священной роще через девять дней и девять ночей и приняла его предложение.

Фрейр никогда не обижал женщин, не обращался с ними дурно. Он является богом жизненной силы, настолько изобильной, что сдержать ее не возможно. При этом он дарует не только чувственные удовольствия, но и настоящие радость и счастье.

  • главная стихия — земля;
  • дополнительная стихия — вода, воздух;
  • цвет — красновато-коричневый;
  • тотемные животные — медведь, пчела, конь;
  • ипостась — рогатый бог;
  • магические орудия — меч, оленьи рога, корабль Скидбладнир;
  • цель воззвания — мир и благоденствие, снятие оков, изобилие;
  • строна света — запад;
  • руны для работы — Феху, Йера, Эваз, Ингуз, Ансуз.

Фрейр — правитель Альвхейма, мира светлых альвов, ведающих ростом растений. Он является аналогом рогатого бога — покровителя плодородия. Главная черта Фрейра — большой эрегированный фаллос, с которым его часто изображают. Руна Ансуз причисена к рунам Фрейра, так как одно из ее предназначения — снятие оков. Обращаясь к Фрейру, как правило, взывают одновременно и к его сестре близнецу Фрейе. Фрейр — бог летнего солнца и самый благородный из богов.

Дом Фрейра

Фрейр имеет множество домов в разных мирах. Ему приходится часто перемещаться. В Асгарде он живет у своей сестры в чертоге Сессрумнир, остается там всегда, когда отправляется в Ванахейм. Но он проводит время в одиночестве, так как его жена Герд не приезжает в Асгард. В Альвхейме у Фрейра имеется собственный дом, подаренный асами. Герд наведывается иногда в Альвхейм, хотя и там ей неуютно. Когда Фрейр возвращается на родину в Ванахейм, они вместе с Герд живут в лесу Барри, где впервые встретились.

Фрейр — бог любви, чувствительности, секса. Но в отличие от сестры Фрейи, для него это все важно лишь как часть более глубоких отношений. Он работает с устойчивыми стабильными парами, желающими построить общий дом. И еще более благосклонен к тем, кто хочет возделывать свой клочок земли. Фрейр — бог брака, но в отличие от богини , которая благословляет только общественно приемлемые союзы, он объединяет пары, о которых люди говорят, качая головой: » Они ни за что не уживутся вместе, слишком они разные», «они очень странные». Он благословляет не только гетеросексуальные пары. Выбрав в жены великаншу Герд, слышал от других неодобрительные высказывания. Поэтому он сочувствует всем влюбленным.

Фрейр не терпит никакого насилия в своих святилищах и тем более у себя дома. Он не прощает тех, кто затевает ссоры у себя в жилище. При всей своей душевной теплоте и доброте, он с легкостью прикажет своим слугам вышвырнуть из своего дома тех, кто его огорчит.

Фрейру принадлежит корабль Скидбладнир, на который стоит посмотреть. Это крошечная модель парусного судна, которая по одному слову начинает увеличиваться и превращается в настоящий корабль. Это подарок от Эгира, которым гордится Фрейр. Он часто выходит в море, чтобы покрасоваться, но в далекие плавания он не ходит, так как не такой искусный мореплаватель, как его отец.

Жена Фрейра, великанша Герд, совершенно не похожа на своего супруга. Насколько он добродушен и общителен, настолько же она сдержанна и прохладна, а с незнакомцами, пожалуй, даже холодна. Герд - высокая и крупная в кости, как большинство великанш, бледная, с длинными темными волосами, обычно заплетенными в косу. Она предпочитает свободные платья, скрывающие фигуру, и большую часть времени проводит в своих садах. При обоих домах, которые она делит с Фрейром, она разбила прекрасные сады, которые строго охраняются. Когда входишь в эти сады, вокруг тишина и покой и кажется, что весь мир исчезает и остается только этот укромный уголок.

На первый взгляд Герд невзрачна и остается догадываться, почему Фрейр влюбился в эту женщину. Но когда Герд оттает, в ее глазах загорается огонь. И становится ясно, что в ней скрывается истинная йотунская страсть. В эти моменты она становится одновременно пугающей и в тоже время желанной. Как будто домашняя кошка в один миг превратилась в дикую пантеру. Но все это быстро проходит и снова за холодной маской прячется глубинная страстность.

У Фрейра есть личный слуга и помощник Скирнир, который добровольно предпочел ему служить. Скирнир худощав, подвижен и резок, проницателен, ловок и остр на язык. За его широкой улыбкой и заразительным смехом скрывается хитрый, изобретательный, холодный и практичный ум. Чтобы добиться своего, он без зазрения совести выкрутит руки кому угодно, хотя в присутствии Фрейра никогда не прибегнет к подобной тактике. К своему призванию помощника и телохранителя Фрейра он относится очень серьезно и ни от кого не потерпит нелицеприятных слов в адрес своего хозяина, хотя сам подчас может его поддразнивать.

Кроме того, Фрейру прислуживают Бейла и Бюггвир - супружеская чета альвов средних лет. Они переезжают за ним из дома в дом. Говорят, это симпатичные гоблины, из тех, что составляют большую часть простолюдинов Альвхейма. Бейла - нечто вроде архетипической «доброй фермерши» из мира фей, а ее муж внешне напоминает лепрекона. Бейла доит домашнюю скотину и разводит пчел, а Бюггвир возделывает поля, варит пиво и заботится о волшебной Мировой Мельнице - одном из драгоценных сокровищ Фрейра. Из Мельницы нескончаемым потоком льется зерно. Виды зерна меняются изо дня в день, и Бюггвир постоянно пытается получить все новые и новые сорта. Он довольно общителен и с радостью покажет вам эту чудесную мельницу - свое любимое увлечение. Бейла более замкнута, но ее можно расположить к себе, предложив помощь по хозяйству (легче всего это удастся, если вы умеете доить молочный скот).

Вместе с Фрейром с места на место переезжают его огромны рыжий жеребец Блодигофи, не боящийся огня и пара прирученных вепрей, которых Фрейр запрягает в свою колесницу: Гуллинбурсти («Золотая щетинка») и Слидругтанни («Страшный клык»).

Призывание Фрейра

Славься Фрейр, владыка полей!
Славься, властитель ванов!
Златовласый, как спелая нива,
Ты даруешь богатство сердцам и домам,
Равно и смиренным, и знатным.
Мы славим тебя, о колос, зерном налитой:
Ты встаешь из черной земли и падаешь под серпом, даруя нам пропитанье.
Мы славим тебя, о могучий, стремительный вепрь,
О фаллос, дарующий жизнь,
О Владыка Любви, взрастающей из земли,
Любви, что связана словом и общим трудом,
Любви, что зреет в трудах, как золотой урожай.
Помоги нам понять, что любовь стоит трудов,
А труд стоит любви,
И ни любовь, ни труд не проживут друг без друга.
О Фрейр, Бог Зерна,
Муж великанши Герд,
Тебе под силу согреть даже холодное сердце.
Ты - безоружный воин,
Отдавший свой меч за любовь.
Ты - надежда, что дремлет в зерне и выходит на свет весною,
Пробуждай в нас надежду с приходом каждой весны!

Молитва Фрейру

Я восславляю Фрейра, бога щедрой земли:
Слава тебе, кто несет изобилье и радость!
Да славятся нежность твоя, твоя доброта и страсть!
Да славится сила твоя!
Да славятся руки твои, несущие жизнь и ласку!
Владыка дождя, прохладного ветра и нив плодородных,
Ниспошли благодать на сердце мое, на душу и дух,
Ниспошли богатство и мир в мою жизнь
Помоги мне творить и любить!
Я буду чтить тебя и славить имя твое.
Хвала тебе, Фрейр!

Хлебные заговоры во имя Фрейра

Для всякого, кто любит Фрейра, хлебопечение — это священное искусство. На каждой буханке хлеба, булочке, лепешке перед постановкой в печь, следует вырезать руну Ингуз — руну Фрейра, либо двойную Феху.

Хлебы-плетенки изначально пекли для погребальных обрядов, поскольку в древности овдовевшая женщина обрезала себе косу и бросала ее в могилу мужа. В наши дни такие хлебы могут служить напоминанием об Ингви, который приносит себя в жертву, чтобы накормить всех голодных.

Все остальные ингредиенты, используемые в выпечке, тоже священны. Мед — священная пища Фрейи и Фрейра. Дрожжи состоят из живых существ и на этих бесчисленных жизнях поднимается тесто, которое когда-то было телом Фрейра. Молоко — дар самки животного, ставшего матерью. Оно несет в себе благословение Аудумблы или Гейдрун, а также Бейлы, божественной молочницы. Яйца — символы Сунны. Ароматные травы — дар Герд — жены Фрейра. И сахар также получают из свеклы.

Когда вымешиваете тесто, читайте вслух молитву:

Это тело нашего бога,
Это плоть жертвы,
Это залог божественной любви
.

Сформировав хлеб и оставляя тесто подняться, читайте молитву:

Вы, отряды дрожжей, послужите нашему богу:
Несите гроб с его телом,
Поднимите его высоко дыханьем своим,
Подготовьте его к превращенью
.

Поставив хлеб в печь, закройте дверцу и произнесите:

Пламя Любви, будь ласково с нашим владыкой,
Согрей его, чтобы он стал золотым и прекрасным,
Но смотри не сожги этот дар Золотого Бога:
Танцуй с ним, но не губи!

Закрытые пироги символизируют Фрейра и его возлюбленных.

Прежде, чем поставить в печь душистые пироги с мысом или овощами, посвященные любви Фрейра и Герд, скажите:

О Золотой Господин, прими в объятья супругу!
О нежная смуглая Герд, ответь на его любовь!
Накормите нас всех, сомкнув кольцо ваших рук!

Фрейр властвует над зерном, а над сладкими плодами. Прежде, чем поставить в печь фруктовые пироги, посвященные Фрейру и Фрейе, скажите:

Золотые Брат и Сестра, даруйте нам вашу сладость,
Подарите нам свет, что вы впитали от солнца,
И напомните нам о Любви!

О том, что дии были князьями-волшебниками, можно судить по тому, что все ваны, которых Один произвел в этот сан, стали правителями Швеции. Так, третьим верховным правителем Швеции стал сын Ньёрда Фрейр, то есть «Господин», или, как иногда еще переводят его имя, «Господь». Но у него было и иное, родовое имя.

Этот ван сделал столицей своей державы Упсалу и построил там святилище. Город Старая Упсала как религиозный и политический центр упоминается в хрониках, начиная с IX века. В XIII веке город сгинул в пламени пожара. Новая Упсала приняла на себя функции Старой. Здесь до 1719 года находилось традиционное место коронации правителей страны, располагалась резиденция архиепископа; в конце XV века был открыт первый в Швеции университет. Словом, Упсалу, основанную ваном Фрейром, по праву можно назвать первой столицей Швеции. Само же древнее святилище описал германский хронист Адам Бременский, который видел его спустя тысячу лет после постройки, в 1070 году.

Уппсальский университет в Швеции

Что же можно считать настоящей древностью в этом храме? Во-первых, это огромное дерево как символ Мирового Древа. В скандинавском варианте — ясеня Иггдрасиля. Вечнозеленые растения не характерны для северной Швеции. Скорее всего, его семя или саженец доставили сюда еще асы и ваны с южной прародины, из Асгарда. Второе — святой родник. Известно, что наши предки поклонялись святым источникам. Что же до испытания колдунов водой, то этот способ был известен и в средневековом Новгороде, хотя для этой цели использовались река Волхов или озеро Ильмень. Третье — сам храм. Он представляет синкретичную религию. В «Саге об Инглингах» нет ни слова о Торе. Между тем этот громовержец действительно был верховным божеством местного населения до того, как здесь появились асы и ваны. Естественно, что Фрейр не мог возвести храм и поставить статую самого себя и первого правителя Швеции, Одина. Значит, эти статуи были установлены в храме уже после его смерти. Заодно шведы пересмотрели иерархию богов. Во главу поставили своего исконного бога. При Фрейре в созданном им храме возникла традиция, которую назвали «Упсальским богатством». С древнейших времен в месяц гон (со второй половины февраля до середины марта) устраивались моления о процветании страны и ее конунгов. В это же время на неделю устраивали ярмарку, где не только торговали с выгодой, но и тратили деньги на развлечения. То есть русский правитель Швеции ввел ежегодные моления о благоденствии и узаконил веселые ярмарки.

Символ Мирового Древа

Храм Уппсалы .

Время правления Фрейра можно определить по тому, что тогда произошло еще одно событие, названное «миром Фродю». Речь идет о возникновении другого скандинавского государства — Дании, где первым правителем был сын Одина по имени Скьёльд. В «Малой Эдде» повествуется, что до него здесь жили готы. Возможно, Скьёльд частью покорил их, частью изгнал. Во всяком случае, он стал основателем первой датской династии Скьёльдунгов. Его внук стал преемником Фроди, установивший наконец мир в Дании. Это было в первые годы новой эры, то есть во времена жизни Христа. Однако Фроди не стал богом, а благоденствие его державы приписывали божеству плодородия Фрейру, восседавшему на шведском престоле. Кроме титула «Господню», Фрейр имел еще имя Ингви.

Возможно, вам также будет интересна статья:

Скорее всего, все же речь идет не об истинном имени Фрейра, которое было положено скрывать, дабы избежать порчи и колдовства. Ингви — это «конь», вернее, «Всадник», а если уж совсем точно — «небесный всадник». Небесной конницей Перуна после смерти становились «мужи крови» — герои, павшие в боях. Особо прославленный род Ньёрда и его детей, очевидно, еще при жизни на земле удостоился этого высокого звания. У Фрейра и его жены, местной уроженки Герд, родился сын Фьёлнир.

Когда Фрейр в положенное время отдал Богу душу, жрецы испугались, что с его кончиной благоденствие покинет Скандинавию, решили скрыть этот скорбный факт. Для этого они придумали хитрый способ. Насыпали высокий курган и тайно похоронили в нем правителя, но людям сказали, что он жив и избрал этот рукотворный холм местом для своего жилья. Теперь, мол, дань следует приносить сюда и ссыпать деньги в специально оставленные отверстия: в одно — золото, в другое — серебро, в третье — медяки. Таким образом, шведы, сами того не ведая, в течение трех лет уже не дань приносили верховному правителю, а совершали жертвоприношения умершему Фрейру как богу богатства и процветания.

Наконец жрецы сообщили шведам, что их владыка, став богом, отправился следом за Одином и своим отцом Ньёрдом в Асгард Небесный. Теперь нужно было избрать нового царя. Сын Фрейра, Фьёлнир, не мог претендовать на трон, ведь он был рожден простой женщиной. Между тем была еще жива настоящая ванка, то есть, по мнению шведов, богиня, — Фрейя, сестра Френра.

Фрейр был одним из ванов. Он явился в в качестве заложника после битвы между асами и ванами. Фрейр - сын Ньёрда и брат Фрейи (на ней он потом женился). Он считался богом плодородия и лета, однако культовые обряды в его честь зачастую были отвратительны, поскольку предполагали человеческие жертвоприношения. Также существовал обычай вырезать изображение бога, окруженного жрицами, на телегах, чтобы верующие могли делать ему подношения и приносить жертвы, просить хорошего урожая и удачного брака. Руна олицетворяет силу бога Фрейра.

Фрейра часто изображали вместе с кабаном Гюллинбюрсти. У этого животного была щетина, которая освещала весь мир, когда он пролетал по воздуху. Также Фрейр был обладателем корабля Скидбладнир, который мог летать в небесах и вмещал всех богов, их коней и вооружение. Самое интересное, что этот же корабль спокойно помещался в кармане. У Фрейра был и замечательный меч, который по его воле начинал разить врагов, едва бог доставал его из ножен. Замок бога находился в Альфхейме, царстве светлых эльфов.

Сватовство к Герд

Фрейр считался одним из трех главнейших богов в скандинавской мифологии (двое других - и ), но о нем известно не так много историй. Самая важная рассказывает о его любви к инистой великанше Герд, дочери Гюмира и Ангрбоды. Впервые Фрейр увидел ее, когда осмелился занять великий трон Одина. Герд была похожа на облако пульсирующего света (ее часто сравнивают с Авророй или северным сиянием), и Фрейр безумно полюбил ее. Он тосковал по ней еще много лет, до тех пор пока Ньёрд не позвал своего лучшего слугу Скирнира и не приказал ему разузнать, в чем причина страданий Фрейра. Скирнир дотошно расспросил бога и в конце концов выведал всю правду о страсти к Герд. Скирнир отправился к великанше, чтобы попытаться просватать ее; Фрейр одолжил ему свой меч и своего коня. Также слуга взял с собой одиннадцать золотых яблок вечной молодости и волшебное кольцо Одина — Драупнир.

Конь Блодугофи домчал Скирнира прямо в Ётунхейм, и Скирнир увидел, что дворец Гюмира окружен кольцом сверкающего пламени. Слуга разогнал коня, и они проскочили сквозь огонь. Вдобавок дворец охраняли огромные, наводящие ужас псы, которые принялись так громко выть, что Герд услышала их и поняла: незваного гостя прислал Фрейр, который в драке убил ее брата Бели. Скирнир принялся сватать Герд за Фрейра, но она не соглашалась. Тогда он попытался соблазнить ее яблоками вечной молодости и Драупниром, но она отвечала отказом на все его предложения.

Согласие Герд

В конце концов Скирнир стал угрожать, что отрубит ей голову, если она не согласится на требования Фрейра, но Герд ответила, что не боится его. И тогда верный слуга применил самую страшную угрозу. На его дубине были вырезаны руны, и он использовал волшебную силу, заключенную в них, так что наложенное проклятие было слишком ужасным. «Если откажешься, - сказал ей Скирнир, - то все оставшееся время ты будешь сгорать от желания, но всегда хранить обет безбрачия; будешь страдать от голода, но вкус любой пищи покажется тебе неприятным; будешь заперта за воротами Хеля и против воли будешь наблюдать это жалкое зрелище, зная, что превращаешься в отвратительную ведьму». И Герд, испугавшись, согласилась стать женой Фрейра, однако сказала, что не подойдет к богу в течение девяти ночей. Они поженились, Герд смогла полюбить бога, и у нее родился сын Фьольнир.

- (др. исл. Freir, «господин»), в скандинавской мифологии бог из числа ваное, олицетворяющий растительность, урожай, богатство и мир. Адам Бременский сообщает, что в языческом комплексе в Упсале (Швеция) был храм, посвящённый Ф. с его изображением … Энциклопедия мифологии

- (др. исл. господин), в скандинавской мифологии бог плодородия и растительности, которому подвластны солнечный свет и дожди, относится к числу богов ванов (см. ВАНЫ (божества)). Сын Ньерда (см. НЬЕРД), брат Фрейи (см. ФРЕЙЯ); считался обладателем… … Энциклопедический словарь

- (др. исл. господин) в скандинавской мифологии бог плодородия и растительности, которому подвластны солнечный свет и дожди, относится к числу богов ванов. Сын Ньерда, брат Фрейи; считался обладателем изготовленных карликами сокровищ, в числе… … Большой Энциклопедический словарь

В скандинавской мифологии бог плодородия, богатства, мира. Брат (и муж) Фрейи (См. Фрейя), муж Герд (по видимому, богини земли). Атрибуты Ф. чудесный корабль Скидбладнир и вепрь Гуллинбурсти. Культ Ф. (или Ингви, откуда название шведского … Большая советская энциклопедия

Фрейр - в сканд. миф. бог из числа ванов, олицетвор. растительность, урожай, богатство и мир. В др. сканд. лит. источ. Ф. сын Ньерда и брат Фрейи, с к рой находился в кровосмесит. связи. Попав (после войны асов и ванов) заложником к асам, Ф.… … Древний мир. Энциклопедический словарь

ФРЕЙР - в сканд. мифологии бог плодородия, брака, изобилия и мира, сын Ньёрда, брат Фрейи. Культ Ф. был особенно распространен в Швеции … Атеистический словарь

Фрейр - (сканд.) – «господин» – бог растительности, урожая, богатства и мира, происходящий из ванов, сын Ньёрда и брат Фрейи. После войны асов и ванов Ф. попал заложником к асам и женился на богине Герд. Согласия богини на брак с Ф. добился с помощью… … Мифологический словарь

Фрой Фрейр (также Фрой, др. исл. Freyr), также Ингви (изначально означало лорд) в германо скандинавской мифологии бог плодородия и лета. Происходит из рода ванов, сын вана Ньёрда и гигантессы Скади. Отец Фрейра Ньёрд, в свою очередь приёмный сын … Википедия

- (Гомес д Андрад Freire) португальский генерал (1752 1817). Будучи в чине подпоручика, получил, в 1788 г., разрешение поступить на службу в русскую армию; отличился при осаде Очакова и Измаила. По возвращении в Португалию участвовал в нескольких… …

- (Freire) один из лучших генералов Испании (1765 1834). Участвовал во всех кампаниях против Франции и особенно отличился в битве при Талавере де ла Рейна 26 июля 1809 г., когда он одним полком сумел прикрыть отступление целой испанской армии. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Верховные боги индоевропейцев , Ж. Дюмезиль , Жорж Дюмезиль, французский исследователь мифов, филолог-компаративист, занимавшийся сравнительной мифологией, в этой книге подводит итог своих многолетних исследований в этой области. В книге… Издатель: Книга по Требованию , Производитель: Книга по Требованию ,
  • Верховные боги индоевропейцев , Ж. Дюмезиль , Жорж Дюмезиль, французский исследователь мифов, филолог-компаративист, занимавшийся сравнительной мифологией, в этой книге подводит итог своих многолетних исследований в этой области. В книге… Серия: Издатель: ЁЁ Медиа ,