Церковь трех святителей великих у красных ворот. Красные ворота

Красные ворота (история Москвы)

Красные ворота
- триумфальная арка в стиле барокко, существовавшая в Москве с начала XVIII века до 3 июня 1927 года. Память о ней сохранилась в названии площади Красные Ворота.

Изначально, Красные ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России. Их построили из дерева по приказу Царя Петра Первого в честь победы над шведами в Северной войне в 1709 году. Впоследствии его жена, Императрица Екатерина Первая заменила их новыми в честь собственной коронации в 1724 году.

Через 8 лет эта арка сгорела при большом пожаре и была восстановлена в 1742 году по случаю коронации дочери Отца Отечества Петра Великого, Императрицы Елизаветы Петровны для торжественного кортежа, который должен был проехать из Кремля в Лефортовский дворец через это сооружение. В 1748 году произошёл ещё один пожар, и эти ворота опять сгорели.
В 1753 году архитектор Д. В. Ухтомский построил каменную арку, которая в точности повторяла деревянную арку, построенную зодчими Екатерины Первой. Это был типичный образец стиля барокко, с кроваво-красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями и более чем 50 яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи», гербы Российских губерний.

Над пролётом арки располагался портрет Императрицы Елизаветы Петровны, окружённый блестящим ореолом,


Макет ворот и аллеи, которая к ним вела
который был впоследствии заменён двуглавым орлом для коронации Императора Николая I в 1825 году. Конструкция была увенчана золотой статуей трубящего ангела, который сейчас находится на экспозиции Государственного исторического музея.



Путти с ворот, Музей Щусева
(Путто, мн. ч. путти (лат. putus - маленький мальчик), Аморетто (букв. «Амурчик» лат. amoretto, уменьшительное от лат. amor - любовь) - образ мальчика с крыльями, встречающийся в искусстве Ренессанса и барокко. Символизирует предвестника земного или ангельского духа. Происходит из греческой и римской мифологии. )
3 (15) октября 1814 года, напротив Красных ворот, в доме генерал-майора Ф. Н. Толля родился «певец русской скорби» М. Ю. Лермонтов. 23 октября 1814 года в церкви Трёх святителей у Красных ворот новорожденного Михаила крестили. Сейчас на этом месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением поэта М. Ю. Лермонтова.


Москва. Церковь Трех Святителей у Красных ворот.
Дата съемки: 1881 год
Упоминается впервые под 1635. Каменный храм типа восьмерик на четверике сооружен ок. 1700 (по другим данным - ок. 1680). Колокольня сер. XVIII в. Приделы Иоанна Богослова и сщмч. Харлампия. Сломан в 1928, но его главный иконостас сохранился в церкви Иоанна Воина, что на Якиманке.
Арка и неподалёку стоящая церковь Трёх святителей были снесены в 1927 году, при расширении Садового кольца, в соответствии с большевистским планом «построения коммунистической столицы». Площадь, на которой они находились, сейчас называется «площадь Красных ворот». В 1935 году на этом месте была открыта одноимённая станция метро, а в 1953 над площадью возвысилась одна из сталинских высоток. В 1962 году площадь была переименована в «Лермонтовскую», в 1986 году заново переименована в «площадь Красных ворот».

по материалам Википедии

Название этой площади напоминает о триумфальных воротах, которые были возведены здесь в 1709 году по случаю встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской победы.

Триумфальная арка тогда так восхитила москвичей своей красотой, что ее прозвали Красными (красивыми) воротами, хотя официально она именовалась Триумфальными воротами на Мясницкой улице у Земляного города.

Вплоть до конца XVII века, здесь, по обе стороны от Земляного вала (ныне – Садовое кольцо), находились огородные слободы. Внутри города – дворцовая огородная слобода с церковью Харитония в Огородниках, снаружи, за валом, - огороды Вознесенского монастыря. Ближайшая проездная башня Скородома (деревянные стены с башнями, возведенные в XVI веке вокруг Земляного города) находилась в районе Старой Басманной, но местные жители проложили здесь себе прямой путь, пробив так называемые проломные ворота. И уже Петр I ездил в Преображенское и Немецкую слободу по новой дороге: через Никольскую, Мясницкую и проломные ворота по улице, получившей название Новой Басманной. Тогда же и огородная слобода перестала быть таковой, т.к. поселились тут офицеры потешных и солдатских полков и превратилась в Капитанскую.

21 декабря 1709 года русская армия-победительница торжественно вступила в Москву. Шествие растянулось на несколько верст, в середине – сам Петр I, рядом – генерал-фельдмаршал Меншиков и командир Преображенского полка князь Долгорукий. На всем пути войска приветствовал простой народ, бросали ветки и венки, а само шествие прошло под семью арками, «вышину и пышность которых», по воспоминаниям датчанина Ю. Юста, описать было невозможно. Украшены арки были золотом, эмблематическими картинами, покрытыми надписями.

Триумфальную арку на Земляном валу московские купцы ставили за свой счет. В 1721 и 1727 годах деревянные ворота поновляли. А в 1742 году по случаю коронации (торжественный кортеж из Лефортово в Кремль должен был проехать через арку) их перестроили по проекту архитектора М. Земцова. Тематическое оформление 1742 года – прославление знаний, искусств, промышленности и торговли. Однако в засушливый май 1748 года ворота сгорели. И в декабре 1752 года архитектору Д.В. Ухтомскому поручено было поставить «вновь такие же ворота и на том же месте». Он поставил арку уже каменную, под мрамор. Красными (по цвету) ворота все же, по мнению исследователей, стали позже, уже в XIX веке, когда древний смысл слова стал забываться. Именно такими они и встретили революцию, были отреставрированы и побелены в 1926 году и практически тут же снесены по постановлению Моссовета, «ввиду узости места для проезда транспорта». Тогда же была снесена и стоящая поблизости церковь Трех Святителей.

Правда, снести ворота пытались и в XIX веке. Так, известно, что в 1860-е годы «Комиссия о пользах и нуждах общественных» при Московской городской Думе тайно продала ворота на слом почтамтскому чиновнику Миляеву за 1500 рублей, но как только об этом стало известно, продажа была запрещена. Комиссия в 1873 году еще раз попыталась поднять вопрос о сломе, но Дума вновь отвергла это предложение. Больше на ворота не покушались.

Но не только Красными воротами памятна нынешняя площадь. В ночь со 2 на 3 октября (с 14-го на 15-е по новому стилю) 1814 года в несохранившемся доме генерал-майора Толя у Красных ворот родился . «Октября 2-го в доме господина покойного генерал-майора и кавалера Федора Николаевича Толя у живущего капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын Михаил. Молитствовал протоиерей Николай Петров, с дьячком Яковом Федоровым. Крещен того же октября 11 дня». На приезде в Москву еще в августе 1814 года настояла бабушка М.Ю. Лермонтова – Елизавета Алексеевна Арсеньева, т.к. очень беспокоилась о здоровье дочери Марии Михайловны. Крещен младенец был в церкви Трех Святителей у Красных ворот (снесена в 1928 году), по другим же данным – прямо в доме. Считается, что семья Лермонтовых перезимовала в Москве, а в апреле 1815 года переселилась в имение Е. А. Арсеньевой - село Тарханы, Чембарского уезда, Пензенской губернии.

Дом, где родился поэт, снесли в самом конце 1930-х со словами «есть у нас люди и познаменитее Лермонтова», мемориальная доска, установленная к столетию рождения поэта, теперь хранится в доме-музее М.Ю. Лермонтова, в 1964 году на высотке рядом появится новая мемориальная доска, отмечающая теперь уже только место, а в 1965 году в сквере будет установлен памятник поэту (тот самый, про который Косой из фильма «Джентльмены удачи» произносит бессмертное: «Кто ж его посадит? Он же памятник!») работы скульптора И.Д. Бродского.

В 1933-1934 годах архитектор , проектируя , воплотил воспоминания об арке, наземный вестибюль также напоминает нам об утраченном.

Площадь же Красных ворот в 1941 году, в связи со столетием со дня гибели поэта, переименовывали в Лермонтовскую, но горожане по-прежнему называли площадь Красными воротами. В итоге имя Лермонтовской досталось скверу и площади за пределами Садового кольца, а площади на внутренней стороне, возле вестибюля метро, в 1994 году вернули прежнее название. Домов на этой площади не числится.

Обиходные названия: Трехсвятительская церковь; Трехсвятская церковь; Трех Святителей Вселенских церковь.

Дата основания: не позже 1-й трети XVII в.

Адрес на 1917 г. Москва, ул. Черногрязская Садовая, 2; Трехсвятительский пер.; Красноворотская пл.

Адрес теперь: Москва, Хоромный туп., [сев.-зап. часть сквера и торговые павильоны рядом]

Упоминается впервые под 1635. Каменный храм типа восьмерик на четверике сооружен ок. 1700 (по другим данным - ок. 1680). Колокольня сер. XVIII в. Приделы Иоанна Богослова и сщмч. Харлампия. Сломан в 1928, но его главный иконостас сохранился в церкви Иоанна Воина, что на Якиманке.

Карта http://www.temples.ru/cardonmap.php?ID=2412&print=1

Земляной вал

В 1592-1593 годах Борис Годунов выстроил вокруг Москвы земляной вал со рвом впереди и деревянной стеной на валу. Земляной вал имел в окружности более 15 километров. Высота его деревянных стен на валу достигала пяти метров. В 1611 году, во время польской интервенции, деревянные стены и башни сгорели, и остался лишь земляной вал. В 1618 году и главным образом 1633-1640 годах его значительно подсыпали, а в наиболее опасных местах перед валом насыпали еще и бастионы. В 1659 году на земляном валу соорудили «острог» - деревянную стену из вбитых рядом толстых бревен - и деревянные башни. Но главным укреплением остался земляной вал, поэтому и все кольцо укреплений со второй четверти XVII века стало называться Земляным валом, или Земляным городом.
В XVIII веке Москва расширилась, и Земляной вал перестал играть роль укрепления и был во многих местах снесен, а ров засыпан, и на их месте выросли всевозможные сооружения.
После пожара 1812 года вал было решено окончательно снести, а ров засыпать на всем протяжении, и на этом месте образовать улицу, идущую вкруг Москвы. После сноса вала освободилось большой ширины пространство, порядка 60 метров, которое было абсолютно не нужно для улицы, особенно при том состоянии транспорта. К тому же это было обременительно для города и домовладельцев, в связи с необходимостью такую большую площадь замостить, осветить, очистить. Поэтому было принято решение на улицу отвести порядка 25 метров посередине, где и устроить мостовую и тротуары, а остальную часть отдать местным домовладельцам для устройства палисадников напротив каждого двора, с обязательством засадить палисадник деревьями и оградить приличной оградой, что и было существенно в 1820-1830 годах. Однако, поскольку улица протянулась на 15 километров и пересекала разные районы, ограничиваться одним названием оказалось невозможным, и фактически улица была поделена на 20 отдельных улиц и площадей.
До 1938 году участок, протяженностью более 2 километров, между площадью Земляного вала и Таганской площадью именовался: Садовая – Земляной вал, отразив в названии два периода истории улицы. В 1938 году улице было присвоено имя летчика Валерия Чкалова, жившего здесь в доме № 14-16. А в 1990 году улица стала называться Земляной Вал.

Больше чем за полвека облик улицы совершенно изменился: старая, дореволюционная застройка уступила место крупным, масштабным зданиям. Самым оживленным местом по праву считается площадь Курского вокзала, которая образовалась в 1896 году, после постройки вокзала на месте садов и мелких строений. Крутой наклон ее в сторону вокзала объясняется резким перепадом рельефа, понижающимся здесь в направлении протекающей в полукилометре к востоку Яузы. В 1972 году площадь была выровнена, напротив вокзала соорудили подпорную стенку высотой 5 метров, теперь наклон заметен только на полосах въезда и выезда транспорта.
Следует отметить, что самая первая станция Курской железной дороги – небольшой павильон, в 1860-х годах, находился напротив Казенных переулков. Современное здание Курского вокзала, как и старое, расположено под углом к улице: это вызвано необходимостью расположить его параллельно проложенным более ста лет назад путям. Рядом с вокзалом расположен павильон станции метро «Курская», открытый в 1950 году.

В правой части площади находится архитектурный памятник – городская усадьба начала XIX века. В 1832 году в главном доме у чаеторговца Петра Боткина, родился сын Сергей, ставший выдающимся терапевтом. В 2002 году на площади Курского вокзала был открыт большой торговый центр «Атриум». Одной из достопримечательностей улицы является усадьба «Высокие горы» (Земляной вал, 53), архитектора Д.И. Жилярди – один из самых выдающихся памятников московского классицизма. Построена усадьба была в 1829-1831 годах и названа так из-за местности с крутыми откосами. В примыкающем к главному дому старинном парке сохранились многочисленные служебные постройки и павильоны, выполненные в едином стиле.

Несмотря на то, что усадьба «Высокие горы» выполнена в духе изысканных дворянских усадеб, она никогда дворянам не принадлежала. Ансамбль построен по заказу богатейших чаеторговцев Усачевых (они владели землями в районе современной Усачевки), затем был продан текстильному фабриканту Хлудову. После революции до 1953 года усадьба была туберкулезным санаторием, затем больницей того же профиля.
Около усадьбы начинается эстакада Высокояузского моста. Нынешний мост не первый на этом месте, они тут были исстари. Первый, деревянный мост на высоких устоях, сокращавший крутой спуск, был построен в 1830, а в 1873 году его заменили железным. В 1940 году мост реконструировали и пролет подняли еще выше, а в 1963 году построили заново, что позволило пустить по нему троллейбус. Нынешний мост почти устранил уклон к реке, оставшийся при его предшественниках, хотя все они именовались Высокояузскими, или Высокими, выделяясь необычной для Москвы высоты.
Необычны не только для этой улицы, но и для всей столицы конструкция и композиция нового здания Театра на Таганке(Земляной вал, 76) - с его остроконечными выступами, нависающими над тротуаром, причудливой конфигурацией глухих кирпичных объемов. Новое здание театра пристроено к старому. Здесь в 1911 году открылся кинематограф «Вулкан ». Старый ныне закрытый вход украшен барельефами: грифоны вокруг лир, дельфины, пьющие из чаши, капители в виде женских головок и бараньих рогов. С 1923 года по 1946 в этом помещении давал спектакли Театр имени Сафонова – филиал Малого театра, специально избравший своей сценой центр рабочего района. В 1946 году, после того как филиал Малого театра переехал на Большую Ордынку, здесь открылся Театр драмы и комедии, реорганизованный в 1964 году с приходом нового художественного руководителя Ю.П. Любимова. В 1992 г. театр распадается надвое. Часть труппы под руководством Н. Н. Губенко образовало новый театр «Содружество актёров Таганки» и заняло новое здание театра, оставшаяся часть труппы во главе с Ю. П. Любимовым осталась в старом здании театра на Таганке.

Запасный дворец

Конструктивистский комплекс Запасный (Запасной) дворец, прозванный в народе «Дом-паровоз» трудно представить себе во времена Наполеона. Однако уже тогда этот дом стоял. Правда, в несколько ином облике.

В XVII веке на этом месте располагался Государев Житный или Запасный двор, где хранились запасы зерна и продовольствия. В XVIII веке территория перешла в ведение Главной Дворцовой канцелярии, для которой в 1750-1760-е годы здесь был построен комплекс из четырех длинных двухэтажных корпусов, расположенных в форме квадрата. В центре северного корпуса появилась церковь во имя св. Севастьяна – по дню рождения правившей тогда императрицы Елизаветы. Через 10 лет церковь была переосвящена во имя св. Ианнуария – на день его памяти пришлось восшествие на престол Екатерины II. Некоторые исследователи отмечали, что для подвалов этого дворца лёд доставлялся из самого Санкт-Петербурга.

Запасный дворец – едва ли не единственное из казенных зданий Москвы, не пострадавшее в 1812 году. Возможно, именно хорошая сохранность послужила причиной того, что в Запасном дворце нашли пристанище раненые в Бородинском бою, причём с обеих воюющих сторон. А после оставления города французами дворцовый комплекс на время стал приютом для тех вернувшихся москвичей, кто потерял в пожаре свои дома и имущество.

В ХХ веке Запасный дворец несколько раз перестраивался и менял своих хозяев. Сначала в нём расположился Институт для благородных девиц имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II. Для нужд заведения архитекторы Н.В. Никитин и А.Ф. Мейснер в 1900 годы надстроили третий этаж и переделали убранство фасадов. После революции и упразднения Дворянского института здание занял Народный комиссариат путей сообщения, радикально изменивший внешний вид всего комплекса в 1932 – 1933 годах. Архитектор И.А. Фомин придал Запасному дворцу конструктивистский облик: надстроил здание ещё двумя этажами, фасады сделал ровными и гладкими, изменил формы оконных проёмов, а на углу Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц возвёл девятиэтажную башню с часами, в результате чего элементы старой архитектуры полностью исчезли. Комплекс получил в народе прозвища «Дом с трубой» и «Дом-паровоз» – последнее прозрачно намекало на занимавшее дом ведомство. Внутри здания частично сохранились старые интерьеры, своды на первом этаже, архитектура Мейснера сохранилась на восточном фасаде.

Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), что у Красных ворот . Первоначально церковь была деревянная, неизвестно когда построенная, и именовалась, как и церковь Св. Харитона, «в Огородниках».

Настоящая же церковь, каменная, с придельною Богословскою, построена в 1699 году. Есть и еще новый придел во имя мученика Хара-лампия. По построении близ церкви триумфальных ворот, именуемых по краске Красными, церковь стала называться «у Красных ворот». Архитектура церкви проста.

Иоанна Предтечи в Казенной. Находится на Покровке, у Земленого вала. Здесь существовала церковь с незапамятных времен, которая затем перестроена в 1741-м, 1794-м и 1801 годах. Церковь имеет вид красивой ротонды.

В ней два придела (Св. Николая чудотворца и Св. Димитрия Ростовского) и местночтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». Называется «в Казенной» потому, что здесь была Казенная слобода служителей, на обязанности которых лежало смотреть за заводскими царскими лошадьми, бывшими долгое время под начальством обер-шталмейстера князя Ромодановского. По его имени и слобода долго называлась казенной слободой Ромодановой.

Церковь. Утрачена.
Престолы: Трех Святителей, Иоанна Богослова, Харалампия, епископа Магнезийского.
Год постройки: между приблизительно 1690 и приблизительно 1740.
Год утраты: 1928.

Деревянная Трехсвятительская церковь была известна с 1635 г. Каменную, с приделом во имя св. Иоанна Богослова построили в 1699 г. на средства подьячего Большого казенного приказа Ивана Венюкова, а в сер. XVIII в. появилась и новая красивая колокольня. После постройки Красных ворот церковь стала называться «у Красных ворот».

11 октября 1814 г. в церкви Трех Святителей был крещен новорожденный Михаил Лермонтов, родившийся за восемь дней до того в доме напротив. Здесь в кон. июня 1882 г. отпевали скончавшегося в Москве в номере гостиницы «Дюссо» в Театральном пр. «белого генерала» М.Д. Скобелева. Герою Плевны и Шипки не было и 39 лет. Его скоропостижная и загадочная смерть вызвала много слухов и толков, и проститься с ним в церковь пришло множество народа. И в память о генерале и его отпевании в Трехсвятительском храме прихожане поставили в нем большую икону Архистратига Михаила на паперти в киоте.

В 1927 г. в этот храм ненадолго перенесли чудотворную икону из Богоявленской часовни Китай-города. Сам он был в то время захвачен обновленцами. А уже 11 июля 1927 г. вышло решение властей снести Трехсвятительскую церковь для «улучшения» автомобильного движения. В тех же целях месяцем раньше стали разбирать Красные ворота для создания единой магистрали Садового кольца, - как и Сухарева башня, они мешали сквозному потоку машин. Известно, что церковь от слома защищал Барановский как «ценный памятник архитектуры», но все было бесполезно. Даже память о Лермонтове не спасла ни храм, ни дом. В представлении газетных писак, пропагандировавших их снос, эти памятники «стояли даром». Церковь была снесена в мае 1928 г. Резной барочный иконостас 1705 г. работы царских мастеров передали в храм св. Иоанна Воина на Якиманке. На ее месте разбили всего лишь маленький сквер.

Трех Святителей у Красных ворот церковь (уничтожена).

Трехсвятительский храм находился в местности Старые Огородники, на площади Красные ворота. Деревянный храм известен здесь с 1630-х гг. В 1699 г. на его месте выстроили каменную церковь. В 1798 г. соорудили придел святителя Иоанна Богослова и колокольню, в 1823 г. – придел священномученика Харлампия. В 1880-е гг. был сделан ряд пристроек. Храм был известен своим великолепным внутренним убранством, главным многоярусным резным иконостасом XVIII века, выполненным в духе голландского барокко.

В иконостасе и на стенах находилось множество икон XVIII века, среди них известного мастера Ивана Арефусицкого. В 1742 г. рядом с храмом, на месте старых деревянных ворот Земляного города выстроили знаменитые Красные ворота (архитектор Д.В. Ухтомский) для коронационного въезда императрицы Елизаветы Петровны. В 1814 г. в Трехсвятительском храме был крещен будущий знаменитый поэт Михаил Лермонтов, который родился в стоявшем рядом доме. А 28 июня 1882 г. здесь отпевали прославленного полководца М.Д. Скобелева.

В начале XX века при очередном поновлении храма на паперти в киоте поместили в память о знаменитом генерале икону его небесного покровителя – архистратига Михаила. Храм был расписан и снаружи, на северной стене – иконы Спасителя, святителя Иоанна Богослова, священномученика Харлампия; на восточной стене – Трех Святителей.

В начале 1920-х годов в Трехсвятительский храм, принадлежавший в то время обновленческой общине, была передана чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, ранее находившаяся в часовне у Варварских ворот Китай-города. В июне 1927 г. начали ломать Красные ворота, а весной 1928 г. дошла очередь и до храма. Большинство церковного имущество забрали в музейные фонды страны. Ценнейший главный иконостас передали в церковь мученика Иоанна Воина на Якиманке.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".