Церковь Святой Марии (Мариенкирхе). Мариенкирхе в любеке - идеал ганзейской готики Marienkirche - главный храм Любека

Церковь Святой Марии (Мариенкирхе) является третьей по величине церковью в Германии, шедевром северогерманской кирпичной готики, символом богатства и процветания вольного имперского города Любек. Уже в 1160 году, вскоре после основания города, на месте нынешней церкви была построена небольшая деревянная церковь, заменённая в 1173-1774 годах на каменную романскую базилику. В 1226 году Городской совет Любека выкупил у императора Священной Римской империи статус вольного имперского города, к этому времени город стал одним из крупнейших и процветающих торговых центров Западной Европы, а купцы Любека настолько богаты, что могли себе позволить построить в городе церковь, не уступающую готическим соборам Франции и Фландрии. В 1251 году на месте базилики было начато строительство большой готической церкви. Поскольку в Северной Германии не было месторождений природного камня, строить церковь решили из обожжённого красного кирпича - сырьём для него служила глина, которой в Северо-Германской низменности было предостаточно. Строительство церкви велось 100 лет и было завершено в 1350 году. Мариенкирхе представляет собой трёхнефную базилику с боковыми капеллами, хором, амбулаторием, апсидой, окружённой часовнями, и притвором с поперечным нефом. Вестверк (монументальный западный фасад) имеет две башни, высота которых (вместе с флюгерами) составляет почти 125 метров. Высота сводов центрального нефа церкви Святой Марии равна 38,5 метрам, что делает её самой высокой в мире кирпичной церковью. Шедевром высокой готики, благодаря своему великолепному звёздчатому своду, считается капелла Писцов, построенная в 1310 году восточнее южной башни. Она совмещала в себе функции притвора и часовни, а также служила вторым главным входом в церковь со стороны Рыночной площади Любека. В 1390 году в юго-восточной части амбулатория городскими властями была возведена Бургомистрская капелла. В ней проходили церемонии вступления в должность избранных членов Городского совета, на верхнем этаже капеллы хранился городской архив. Эта часть церкви и сегодня находится в собственности города. В 1444 году в восточной части амбулатория была построена часовня Девы Марии. Всего в церкви Святой Марии есть девять больших боковых и десять малых (погребальных) часовен. Интерьер церкви был богато украшен произведениями сакрального искусства, пожертвованными храму Городским советом, купеческими гильдиями Любека и знатными семействами. В эпоху Средневековья в церкви насчитывалось 38 алтарей, множество скульптур, рельефов, фресок и картин. Окна были украшены витражами, в хоре были установлены резные скамьи из ценных пород дерева. Среди сохранившихся до наших дней реликвий - большая бронзовая купель (1337 год), запрестольный образ (1495 год), рельеф со сценами Страстей Христовых работы скульптора Генриха Брабендера (1515 год) и знаменитый Антверпенский алтарь 1518 года, посвящённый Деве Марии. Во времена Реформации многие картины и статуи были удалены из церкви, службы стали проходить только в нефе и хоре. В XVII - XVIII веках интерьер церкви был переоформлен в стиле барокко, стены были покрыты побелкой и украшены скульптурами, барельефами и пышными эпитафиями знатных горожан. В XIX столетии в оформлении внутреннего убранства снова произошли изменения - ему вернули средневековый вид. Во время Второй мировой войны, в ночь с 28 на 29 марта 1942 года, Любек подвергся массированной бомбардировке. Многие здания были разрушены и сожжены. Такая же участь постигла и Мариенкирхе - обрушились своды церкви и крыши башен, в здании вспыхнул сильный пожар. Рухнувшие колокола южной башни разбили средневековые витражи, хранившиеся в специальных ящиках, в огне погибли знаменитый орган "Пляска смерти" XV века, на котором играл сам Иоганн Себастьян Бах, а также фриз "Пляска смерти" и картина "Григорианская месса", созданные в XV веке Бернтом Нотке, великолепные резные фигуры лектория, алтарь Троицы, выполненный Якобом ван Утрехтом, картина "Вход Христа в Иерусалим" кисти Фридриха Овербека и многие другие произведения искусства. Восстановление церкви велось в 1947-1959 годах, новый карильон с 36 колоколами был привезен из церкви Святой Екатерины в Гданьске, в 1955-1956 годах восстановлены средневековые витражи, в 1967 году воссозаны астрономические часы XVI века, в 1968 и 1986 годах в церкви были установлены новые органы. В 1987 году церковь Святой Марии в Любеке была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Святой Марии (Мариенкирхе)
Lübecker Marienkirche
Адрес: Marienkirchhof 1, 23552 Lübeck, Deutschland
Тел: +49 451 397700
Факс: +49 451 3977015
E-mail: [email protected]
Web: st-marien-luebeck.de
Как добраться : Международный аэропорт Гамбург (Flughafen Hamburg) - 60 км
Аэропорт Любек (Flughafen Lübeck) - 10,5 км
Железнодорожный вокзал Любек - 1,2 км
Автобусная остановка Kohlmarkt - 160 м
Период действия : постоянно
Режим работы : *Церковь Святой Марии:
4 октября - 10 января:
Понедельник - воскресенье с 10:00 до 17:00
11 января - 31 марта:
Понедельник - воскресенье с 10:00 до 16:00
1 апреля - 3 октября:
Понедельник - воскресенье с 10:00 до 18:00
По воскресеньям с 10:00 до 11:30 церковь закрыта для посещений
*Церковные туры:
Май - октябрь:
Понедельник - суббота в 12:15 (в мае - сентябре дополнительный тур в 15:00)
*Башня и сокровищница:
Апрель - декабрь:
По субботам в 15:15 (в последнюю субботу каждого месяца в 20:30)
Июнь - сентябрь:
По субботам в 15:15 (в последнюю субботу каждого месяца в 20:30) и по средам в 15:15
Стоимость : 2 EUR / 1 чел.
*Marientaler:
Взрослые - 2 EURO
Студенты, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями - 1,5 EURO
Для посещения богослужений вход свободный
*Церковные туры:
Взрослые (вкл. Marientaler) - 3,5 EURO
Группы (до 10 человек) - 35 EURO
Студенты - 2 EURO
Дети до 5 лет - 1,5 EURO

Церковь Святой Марии в Любеке (Мариенкирхе, нем. Lübecker Marienkirche) — самый знаменитый храм города, символ власти и благосостояния ганзейского города и главное украшение любекского Староградского острова (нем. Altstadtinsel). Мариенкирхе в старой части Любека является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Любекская Мариенкирхе, построенная в 1250—1350 годах, сыграла огромную роль в развитии местной архитектуры. Её называют «матерью северогерманской кирпичной готики», ведь она послужила образцом для 70 храмов в этом стиле в балтийском регионе. В этой церкви распространившийся во Франции готический стиль был воплощён в северогерманском красном кирпиче. Своды любекской Мариенкирхе являются самыми высокими в мире для кирпичных церквей (38,5 м).

Церковь представляет собой трёхнефную базилику с боковыми капеллами, обходом хора и венцом капелл вокруг апсиды, а также притвором с поперечным нефом. Монументальный западный фасад украшают две башни. Их высота составляет вместе с флюгерами 124,95 и 124,75 м. Как главная приходская церковь для городских чиновников и горожан ганзейского города Любека, Мариенкирхе находится в торговом квартале, который простирается до складов на набережной Траве, неподалёку от любекской ратуши и Рыночной площади.

Любекская Мариенкирхе, построенная в 1250-1350 гг., сыграла огромную роль в развитии местной архитектуры. Её называют матерью северогерманской кирпичной готики, ведь она послужила образцом для 70 храмов в этом стиле в балтийском регионе. В этой церкви распространившийся во Готический стиль был воплощён в северогерманском красном кирпиче. Своды любекской Мариенкирхе являются самыми высокими в мире для кирпичных церквей (38,5 м).

Церковь представляет собой трёхнефную базилику с боковыми капеллами, обходом хора и венцом капелл вокруг апсиды, а также Притвором с поперечным Нефом. Монументальный западный фасад украшают две башни. Их высота составляет вместе с Флюгерами 124,95 и 124,75 м. Как главная приходская церковь для городских чиновников и горожан ганзейского города Любека, Мариенкирхе находится в торговом квартале, который простирается до складов на набережной Траве, неподалёку от любекской ратуши и Рыночной площади.

История строительства

А месте Мариенкирхе раньше стояла деревянная церковь эпохи первой немецкой колонизации, а после повторного основания города в 1156 г. появилась романская кирпичная церковь, которая к началу XIII в. как по своим размерам, так и по репрезентативности перестала отвечать требованиям независимого и процветающего купечества. Романские скульптуры из этой романской церкви в настоящее время демонстрируются в любекском монастыре Святой Анны.

Образцом для новой трёхнефной базилики в Любеке послужили готические соборы и Фландрии, построенные из природного камня. Мариенкирхе - один из самых ярких примеров сакрального сооружения в стиле кирпичной готики и послужила примером для подражания для многих церквей в балтийском регионе (например, церквей Святого Николая в е и е).

К 1310 г. восточнее южной башни была пристроена «Писарская капелла» . Она совмещала в себе функции Притвора и капеллы и, украшенная порталом, служила вторым главным входом в церковь со стороны Рыночной площади Любека. Предположительно она посвящалась св. Анне и своё современное название получила после Реформации, когда в неё въехали писари. Капелла со звёздчатым сводом (12 м х 8 м х 12 м) считается шедевром высокой готики. Её часто сравнивают с образцами английской соборной готики и капитульным залом Тевтонского ордена в е. В настоящее время в Писарской капелле проходят приходские службы в зимний период (с января по март).

В юго-восточной части деамбулатория городские власти возвели в 1390 г. собственную капеллу - «Бургомистрскую» , которая выделяется внешне сочетанием в кладке глазурованного и неглазурованнного кирпича. Здесь проходили церемонии вступления в должность избранных членов городского совета. На верхнем этаже капеллы хранились особо важные ценности города: городские привилегии, грамоты, договоры и другие документы городского совета. Эта часть церкви и по сей день находится в собственности города.

Всего церковь Святой Марии насчитывает девять больших боковых капелл и десять малых погребальных капелл, названных по фамилиям членов любекского городского совета.

Разрушение и восстановление

Ночь на Вербное воскресенье с 28 на 29 марта 1942 г. любекская Мариенкирхе, как и любекские и церковь Святого Петра, практически полностью выгорела во время воздушного налёта на Любек, разрушившего пятую часть исторического центра города. Пожар уничтожил знаменитый «Орган пляски смерти», на котором играли Дитрих Букстехуде и с большой долей вероятности Йоганн Себастьян Бах.

В пожаре были утеряны «Григорианская месса» Бернта Нотке, монументальная «Пляска смерти» (работы Бернта Нотке, в 1701 г. заменена копией), резьба Леттнера, «Алтарь троицы» Якоба ван Утрехта (ранее приписываемый Бернарту ван Орлею), и «Вход Христоса в Иерусалим» Фридриха Овербека. Обрушившиеся во время пожара колокола стали напоминанием об этих трагических событиях, их обломки можно увидеть в Поминальной капелле в южной башне церкви.

Ещё до окончания войны над Мариенкирхе была возведена временная крыша. Восстановление церкви началось в 1947 г. и продлилось в течение 12 лет. В 1951 г. под восстановленной крышей церкви прошло празднование 700-летнего юбилея церкви. По этому случаю от федерального канцлера Конрада Аденауэра церковь получила в подарок новый главный колокол, и была освящена Поминальная капелла в южной башне.

Церковь Святой Марии, или Мариенкирхе (Marienkirche) - главный храм немецкого города Любек. По высоте центрального нефа церковь Святой Марии в Любеке является высочайшим в мире готическим храмом. Мариенкирхе, вместе с другими историко-культурными памятниками Любека, входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Святой Марии расположена в историческом центре города, возле Рыночной площади (Марктплац), на которую выходит фасад городской Ратуши.

История

Несмотря на то, что в Любеке есть Кафедральный собор, главным храмом в городе считается церковь Святой Марии.
Возведение церкви Святой Марии как приходского храма в одном из главных городов Ганзейского союза, началось в 1251 году. Строительство одного из старейших немецких храмов, созданных в стиле северогерманской кирпичной готики, длилось сто лет. Вместе со зданием городской Ратуши, церковь Святой Марии была призвана символизировать мощь и величие не только города-порта Любек, но и всей Ганзы, куда в период наивысшего её расцвета входило около двухста городов. Высота центрального нефа Мариенкирхе - 38,5 м, высота колокольни вместе с флюгерами - 125 м.
В годы Второй мировой войны Любек был разрушен в ходе варварских бомбардировок города авиацией союзников. Самый массированный авиаудар был нанесен английскими Королевскими ВВС в ночь на Вербное воскресенье с 28 на 29 марта 1942 года. После бомбежек весь исторический центр города, возводимый веками, был разрушен; число человеческих жертв исчислялось сотнями. Из-за возникшего пожара, в Мариенкирхе полопался и отвалился верхний слой штукатурки, обнажив более ранние готические настенные росписи, которые еще во время войны сфотографировали, чтобы впоследствии использовать при восстановлении здания храма. Во время пожара в церкви сгорели деревянные перекрытия, вызвав разрушение Южной башни. Упавшие и расколовшиеся церковные колокола до сих пор лежат в здании храма как напоминание об одной из самых кровопролитных в истории человечества войн. Новый колокол был подарен церкви Святой Марии в 1951 году от имени канцлера Конрада Аденауэра по случаю празднования 700-летия храма. В ходе послевоенного восстановления немецкие реставраторы постарались придать церкви Святой Марии её первоначальный средневековый готический облик.
При возведении Мариенкирхе, за образец своих творений средневековые немецкие зодчие брали архитектуру французских готических храмов, прежде всего в Суассоне и Реймсе, но в качестве строительного материала использовали не камень, а красный кирпич - так появилась архитектура кирпичной готики.
После завершения строительства в 1350 году, церковь Святой Марии впоследствии несколько раз реконструировали и расширяли, добавляя новые конструктивные элементы. Последняя церковная часовня была построена в 1444 году. На сегодняшний день в Мариенкирхе десять больших и десять малых часовен. Малые часовни являются семейными усыпальницами знатных городских династий.
На протяжении веков менялся облик интерьера Мариенкирхе. С началом эпохи Реформации, настенные росписи были скрыты под слоем белой штукатурки, а многие ценные произведения искусства - удалены из храма. Позднее появились барочные алтари и элементы интерьера в стиле барокко.

Информация для туристов

Чтобы сохранить бесценное творение, в 2010 году жители Любека решили взимать с туристов символическую плату в размере двух евро - на содержание Мариенкирхе.
Время работы: ежедневно с 10.00 до 16.00.
Телефон: +49 451 397700.
Страница на сайтах: www.dw.de
http://def.livejournal.com/34733.html

Любек, помимо прочих названий, ещё называют городом семи шпилей, два из которых принадлежат одной из достопримечательностей города - церкви св. Марии. О ней и пойдёт речь.

Строительство этого храма началось в середине XIII-го века и вот что по этому поводу рассказывает легенда.

В XIII-м веке Любек сильно пострадал от пожара, уничтожившего много городских построек, и тогда возникла необходимость в строительстве новой церкви, взамен сгоревшей. Большинство горожан собралось, чтобы принять в этом участие. Когда был заложен первый камень костела Св. Марии, в толпе людей появился дьявол, которому в шутку шепнули, что мол, это будет питейное заведение. Дьяволу приглянулась эта идея, ибо наибольшее количество душ он получил благодаря такого рода заведениям. Воодушевленный прекрасной перспективой, он смешался с толпой и стал усиленно помогать в строительстве. С его помощью здание будущего храма стало возвышаться все выше и выше на удивление быстро. Но в один прекрасный день дьявол осознал, что его обманули и, по тому что он видит, строится отнюдь не питейное заведение, а самый настоящий храм! Наполненный яростью, он схватил огромную каменную балку и замахнулся, чтобы снести воздвигнутые стены, когда вдруг один отважный парнишка крикнул ему: "Остановись дьявол, не разрушай то, что мы уже построили, а для твоих нужд мы соорудим кабак по соседству!". Такой расклад дьявола устроил и он бросил глыбу у стены храма, где она осталась лежать по сей день. До сих пор на ней можно увидеть следы от его когтей. А напротив костела св. девы Марии скоро и вправду построили таверну, где отлично поят и кормят по сей день.

Вот такая легенда, ну а бронзовая скульптура дьявола была создана гамбургским скульптором Рольфом Гёрлер и появилась она у костела в 1999 году на радость туристам, которые с удовольствием фотографируются в обнимку с доброжелательным на вид чертиком.

Пожары в те времена случались довольно часто и, может, это действительно стало одной из причин, по которой стали возводить новую церковь. Другим, более реальным поводом для новой монументальной перестройки могло стать то, что богатевший на глазах Любек не стала устраивать скромная романская церковь и для собственного величия им понадобилось что-то более грандиозное и внушительное.

Строительство Мариенкирхе началось по инициативе любекских купцов, которые финансировали цех каменщиков и управляли им. Строили церковь из обожжённого кирпича, так как природного камня в окрестностях не добывалось, именно по этой же причине все каменные здания в городе построены из этого строительного материала. По первоначальному проекту стали возводить зальную церковь с одной башней. Строительные работы успели продвинуться достаточно далеко, но уже на последней их стадии тот проект отвергли в пользу гораздо более масштабной базилики с двумя башнями по модели французского готического собора. Перестройка здания началась в 1277-м и завершилась в 1351 году; башни поднялись в высоту на 125 м, а центральный неф - на 40 м.

Так церковь видоизменялась.

Построенная церковь стала "матерью северогерманской кирпичной готики" и послужила образцом для многого количества храмов в этом стиле во всём балтийском регионе.

За последующие века её интерьер пополнился многими произведениями искусств, в конце Средневековья одних только алтарей в церкви насчитывалось 38 штук, однако...

Однако, в ночь на вербное воскресенье с 28 на 29 марта 1942 года церковь Девы Марии серьёзно пострадала во время бомбардировки Любека военно-воздушными силами Великобритании. Обрушилась крыша храма, вдребезги разбились витражи, с колокольной башни рухнули колокола, два из которых до сих пор остались лежать на полу, а вспыхнувший в церкви пожар практически полностью уничтожил весь её интерьер.

В пожаре были утеряны многие шедевры, в числе которых «Григорианская месса» Бернта Нотке, монументальный фриз «Пляска смерти», «Алтарь троицы» Якоба ван Утрехта, «Вход Христа в Иерусалим» Фридриха Овербека и многое другое.

Восстановление церкви началось в 1947 г. и продлилось в течение 12 лет. В 1951 г. под восстановленной крышей церкви прошло празднование 700-летнего юбилея церкви. По этому случаю от федерального канцлера Конрада Аденауэра церковь получила в подарок новый главный колокол.

Находясь снаружи церкви, позвольте обратить внимание на ещё одну небольшую скульптуру, спрятанную за кроной дерева, с которой связана очередная легенда - "Легенда о купце из Любека ".

Один пожилой и очень богатый купец из Любека захотел жить вечно. Всякий раз, когда смерть приходила за ним, он отказывался следовать за ней. В конце-концов, за долгие годы жизни, он стал совсем дряхлым и очень одиноким человеком. Умерли его жена, дети и даже внуки, умерли все, кого он знал когда-то. Жизнь для немощного и больного человека стала совсем в тягость, люди насмехались над ним и теперь он уже сам захотел той смерти, но она к нему приходить больше не собиралась. Он долго её искал и как-то однажды прознал, что в одну из ночей смерть должна была быть у церкви св. Марии. Ночью он пришёл к церкви и спрятался в засаде на уступе церкви, на который взобрался по оставленной рабочими лестнице. Там он так долго ждал прихода смерти, что в один прекрасный день просто... окаменел. Если присмотреться внимательно, на одном из уступов колокольной башни до сих пор можно увидеть скрючившуюся фигурку старичка. Его оставили в назидание для тех, кто отказывается следовать законам природы:-)

Теперь стоит зайти в церковь, не пожалев для этого 2 евро за вход.

Нынешний интерьер встречает своей аскетичностью. Мало что осталось от прошлой роскоши, но кое-то умудрилось сохраниться в пожаре, что-то восстановили, есть и современные творения. В оголённом интерьере больше чувствуется масштаб здания, а заодно можно полюбоваться фресками и средневековой цветной росписью стен и потолка собора - всё это было обнаружено во время послевоенной реставрации, когда специалисты расчистили слои штукатурки.



Первой большой работой немецкого художника Берна Нотке был огромный фриз «Пляска Смерти», написанный в 1463 году для одной из капелл церкви св. Марии. Высота его составляла два метра, а длина и почти тридцать метров! К 1701 году фриз находился в таком плохом состоянии, что глава церкви Святой Марии вместо его реставрации решил полностью скопировать картину. Эта копия и погибла в огне.

Восстанавливать фриз не стали, его заменили витражи с аналогичным сюжетом.



Пляска смерти — аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья, представляющий собой один из вариантов европейской иконографии смерти и бренности человеческого бытия: персонифицированная Смерть ведёт в могилу цепочку фигур, среди которых представлены все слои общества - от монарха до простолюдина, от старца до ребёнка.

Один из алтарей церкви в 1906 году и в настоящее время.

406-литровая бронзовая купель, созданная Гансом Апенгетер в 1337 году.

Астрономически часы XVI-го века были полностью разрушены во время бомбёжки Любека. Их заменило современное творение, созданное Паулем Беренс в послевоенные годы. Сложный механизм часов показывает день и месяц, положение солнца и луны, знаков зодиака, а также день, на который выпадает Пасха. Ровно в полдень бьют куранты и начинается маленькое представление: восемь представителей разных рас и народов земли проходят перед скульптурой Иисуса Христа, как бы приветствуя его.

Антверпенский алтарь.
Сохранившийся чудом, довольно интересный алтарь был создан в 1518 году и пожертвован купцом Иоганном Боне в 1522 году для одного из алтарей церкви. Во время Второй мировой войны он находился в «Писарской капелле», которая не пострадала во время бомбёжки и по этой причине алтарь избежал уничтожения. Двухстворчатый алтарь представляет 26 библейских сцен из жизни девы Марии вырезанных из дерева и окрашенных цветными красками.

Внутри церкви можно увидеть один объект, с которым связана очередная легенда - легенда "О розовом кусте и мыши".

В начале XIII-го века у церкви св. Марии рос розовый куст, чьи стебли достигали крыши, а у горожан существовало поверье, что свобода Любека будет длиться до тех пор, пока этот розовый куст цветёт. Но в 1227 году куст начал сохнуть и причиной этого стала мышь, коротая обустроила свою норку под этим кустом и прогрызла его корни.Политическая и экономическая свобода для Любека, как вольного города давалась в то время очень не просто. Время от времени город подвергался нападению со стороны Дании. Когда куст совсем засох, в окрестностях города состоялся решающий бой с датчанами, в котором враги были разбиты и войны с датчанами на этом прекратились. Таким образом не цветение, а гибель розового куста принесла городу долгожданное спокойствие. Городской совет решил увековечить главного героя - мышь, разместив его рядом с алтарём церкви "Вечеря господня". А новый розовый куст, на всякий случай, вновь посадили у стены церкви.

Любой экскурсовод порекомендует отыскать эту мышку и потереть её на ваше будущее счастье. Нынче мышка настолько затёрта, что обнаружить её не составляет никакого труда. Вот только стоит ли это делать, чтобы попортить очередную достопримечательность? Осуществление наших желаний вряд ли зависит от того, если мы что-то потрём:-))




Новый орган, установленный на месте древнего, погибшего в 1942 году.

И напоследок, - вот такая современная "крестовая" инсталляция Гюнтера Юкера.

Текст, фото - SPRATO